Закон для васЛьготыЛьготы по налогу на имущество сельхозпроизводителям

Льготы по налогу на имущество сельхозпроизводителям

Нет времени читать? Сохрани

В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрены различные налоговые преференции в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей (Письмо Минфина России от 20.12.2013 N 03-01-11/56851).

Так, в соответствии с п. 2 ст. 358 Кодекса не являются объектом налогообложения по транспортному налогу тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в силу пп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса не является движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.

Кроме того, налогообложение земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, осуществляется по пониженным налоговым ставкам, устанавливаемым представительными органами муниципальных образований в пределах до 0,3 процента.

Помимо этого законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований предоставлено право при установлении соответственно региональных и местных налогов определять налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии со ст. 164 Кодекса в отношении продовольственных товаров, перечисленных в пп. 1 п. 2 указанной статьи, применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

Следует также отметить, что в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от спроса и предложения на товары. Поэтому, как показывает практика, снижение размера ставки налога на добавленную стоимость не обеспечивает соответствующего снижения цен.

В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», действовавшей до 1 января 2013 г., в 2004 — 2012 гг. налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливалась в размере 0 процентов.

Федеральным законом от 02.10.2012 N 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» введены и вступили в действие с 1 января 2013 г. положения п. 1.3 ст. 284 НК РФ, устанавливающие налоговую ставку по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, в размере 0 процентов.

Таким образом, для сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 0 процентов.

Одной из мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, является предусмотренный гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Кодекса специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и соответствующих налогов у индивидуальных предпринимателей уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период (п. 3 ст. 346.1 Кодекса).

Согласно ст. 346.8 Кодекса налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу для вышеуказанных налогоплательщиков установлена в размере 6 процентов.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия и индивидуальные предприниматели агропромышленного комплекса вправе также применять специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, который согласно ст. 346.11 гл. 26.2 Кодекса также предусматривает замену вышеуказанных видов налогов налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Согласно ст. 346.20 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка установлена в размере 6 процентов. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15 процентов. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в части специальных налоговых режимов для налогоплательщиков, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, предусмотрены пониженные налоговые ставки по сравнению с общим режимом налогообложения.

lawedication.com

Налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на нулевую ставку по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса или на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в соответствии с главой 26.1 НК РФ.  Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Сельскохозяйственные производители – кто они?

Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

Читайте также «О понятии «сельскохозяйственный товаропроизводитель»

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС;
  • налог на имущество.

Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

Читайте также «Сельхозтоваропроизводителям на ЕСХН не грозит НДС»

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Как перейти на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.

Читайте также «При отсутствии по объективным причинам дохода от реализации применять ЕСХН можно»

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие. Декларации по итогам полугодия предоставлять не нужно, но нужно платить авансовые платежи по ЕСХН. Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 июля 2014 года №ММВ-7-3/384@ (в редакции Приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@).

Если статус сельхозпроизводителя утрачен

Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.

Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:

  • пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
  • уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
  • представить уточненные декларации.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее

www.buhgalteria.ru

при оказании услуг сельхозпроизводителями.

Но в отношении объектов, напрямую неиспользуемых в сельхоздеятельности, вопрос налогообложения долго оставался открытым. И уже перед представлением расчета появились долгожданные разъяснения по налогообложению таких объектов (Письмо МФ РФ от 9 апреля 2018 г. 03-05-05-01/23083).

Согласно Письму к имуществу, используемому при производстве сельхозпродукции (ее переработке и т. д.), относится:

• имущество, непосредственно используемое для указанных целей (сельскохозяйственная техника, цеха по переработке сельскохозяйственной продукции и тому подобное);

• имущество, обеспечивающее процесс производства и/или реализации (административные здания или помещения, гаражи для сельскохозяйственной техники и тому подобное).

 В отношении имущества, которое сельхозпроизводитель сдает другому лицу в аренду, это освобождение не применяется. Следовательно, со сдаваемых в аренду основных средств нужно платить налог на имущество; также налог необходимо платить с непроизводственных объектов (жилых домов, домов культуры, детских садов и прочего имущества, учитываемых на балансе «ЕСХН-щика»).

Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу на имущество состоит из следующих листов и разделов (п. 1.2 Порядка, утв. Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@):

Таблица 1

Лист (раздел)

Наименование

Лист 01

Титульный лист

Раздел 1

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Раздел 2

Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства

Раздел 2.1

Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости

Раздел 3

Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость

Поквартальная отчетность по налогу называется налоговым расчетом по авансам и имеет утвержденную форму, отличную от формы декларации, создаваемой по итогам года. Сдать ее необходимо в утвержденный на федеральном уровне срок — не позднее 30-го числа месяца, наступившего после соответствующего квартала. Для отчета за 1 квартал 2018 года из-за переносов она смещается на 03.05.2018. Сроки для уплаты налога, указанного в налоговом расчете, определяются каждым из регионов самостоятельно и могут не совпадать.

Льготы для сельхозтоваропроизводителей

Налог на имущество – это региональный налог, поэтому обязательно ознакомьтесь с законодательством вашего региона!!!

Ниже приведем информацию о наличии льгот для сельскохозяйственных предприятий в отдельных регионах:

1) Свердловская область — подп. 3 п. 2 ст. 3 закона от 27.11.2003 № 35-ОЗ установлена льгота для с/х организаций (доля более 70 %) — налог не платится, расчеты/декларации подаются вместе с заявлением на предоставление льготы и подтверждающими долю 70 % документами;

2) Красноярский край — подп. «у» п. 3 ст. 2 закона от 08.11.2007 № 3-674 — с/х организации (доля более 70 %) освобождены от уплаты налога. По итогам налогового периода организации представляют в налоговые органы документы, подтверждающие выполнение условий предоставления налоговой льготы, установленной настоящим подпунктом; налог не платится, расчеты/декларации подаются (хотя как было устно пояснено предприятиями Красноярского края – налоговая ежеквартальные расчеты по налогу не требует);

3) Новосибирская область — закон от 16.10.2003 № 142-ОЗ — сельскохозяйственные товаропроизводители освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей при условии, что за предыдущий год в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %; авансы по налогу не платятся, расчеты ежеквартально не подаются; декларация и налог – только по итогам года (до 30.03.2019);

4) Краснодарский край – закон от 26.11.2003 № 620-КЗ. Льгот нет для с/х организаций. Уплата авансовых платежей по налогу производится по итогам отчетного периода в пятидневный срок со дня, установленного для представления налогового расчета по авансовым платежам по налогу. Уплата налога по итогам налогового периода производится в десятидневный срок со дня, установленного для представления налоговой декларации по итогам налогового периода;

5) Ростовская область – закон от 10.05.2012 № 843-ЗС. Льгот нет для с/х организаций. Уплата налога — в десятидневный срок со дня представления декларации (с 30.03.2019). Авансы в пятидневный срок со дня, установленного для представления налогового расчета по авансовым платежам. Налоговые расчеты представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода;

6) ЯНАО – закон от 27.11.2003 № 56-ЗАО. Освобождены от налога организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку и до 31.12.2020 освобождены организации, осуществляющие первичную и последующую промышленную переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории ЯНАО, в сертифицированную пищевую продукцию и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 процентов за отчетный (налоговый) период. Налог не платится, расчеты/декларации подаются;

7) Алтайский край – закон от 27.11.2003 № 58-ЗС. Льгот нет;

8) Омская область — от 21.11.2003 № 478-ОЗ – подп. 8 п. 2 ст. 2 — налоговая ставка устанавливается в размере 0,01 процента для организаций, созданных не ранее 1 января 2013 года (за исключением организаций, созданных путем реорганизации) и осуществляющих на территории Омской области в текущем налоговом периоде производство товаров, выполнение работ, оказание услуг по одному или нескольким видам экономической деятельности, предусмотренным классами 01 и 02 раздела А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», разделом C «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), — в отношении не бывшего ранее в эксплуатации имущества производственного назначения, созданного, приобретенного за плату, при одновременном соблюдении следующих условий:

— доля доходов от осуществления указанных видов экономической деятельности по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 70 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;

— среднесписочная численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за налоговый период составляет не менее 50 человек;

— неосуществление деятельности по производству подакцизных товаров, а также добыче и реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Указанные в настоящем подпункте организации исчисляют налог по налоговой ставке в размере 0,01 процента в течение первых десяти лет со дня их государственной регистрации;

9) Московская область — Законами от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» и от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» льгот для с/х организаций не предусмотрено.

Вывод: Из представленных выше регионов льгота установлена в виде освобождения от налога в Свердловской области, Красноярском крае и ЯНАО.

Таким образом, сельскохозяйственные организации этих регионов при заполнении налогового расчета за 1 квартал 2018 года (и последующие кварталы), делают расчет налога по имущество, исключительно не участвующему в сельскохозяйственной деятельности, ставят по строке 130 раздела 2 код льготы, установленной регионом – 2012000. После кода льготы и знака «/» указывают слева направо номер, пункт и подпункт статьи регионального закона, которым установлена льгота. Для каждой структурной единицы отведено четыре знако-места. Свободные знако-места заполняются нулями.

Например, льгота установлена подп. 4 п. 2 ст. 54 регионального закона. Тогда строку 130 раздела 2 расчета нужно заполнить, расположив реквизиты статьи регионального закона в следующем порядке: номер статьи (54), номер пункта (2), номер пункта (4). В итоге должно получиться так: 2012000/005400020004.

Имущество, прямо или косвенно участвующее в сельскохозяйственной деятельности, налогообложению не подлежит, а значит, в декларации вообще не отражается.

Необходимость исчисления авансов по налогу на имущество по завершении квартала зависит от того, введены ли в регионе отчетные периоды для этого налога. Установление таких периодов предполагает обязательность поквартальной отчетности и осуществления платежей по ее итогам.

Из анализа законов субъектов РФ, представленных выше, от исчисления авансовых платежей освобождена только Новосибирская область; следовательно, остальные из рассматриваемых регионов расчеты подают ежеквартально.

Ставки налога на имущество

При общих условиях (отсутствия каких-либо льгот и преференций в регионе) ставки налога на имущество в 2018 году:

1) движимое имущество, приобретённое до 1 января 2013 года – 2,2 % от остаточной балансовой стоимости;

2) недвижимое имущество, не включённое в перечень по ст. 378.2 НК РФ – 2,2 % от остаточной балансовой стоимости;

3) недвижимое имущество, включённое в перечень по ст. 378.2 НК РФ – 2 % от кадастровой стоимости;

4) движимое имущество, приобретённое после 1 января 2013 года – не более 1,1 %.*

* С 2018 года прекратила действовать федеральная льгота по движимому имуществу, которое организации приняли на учет после 2013 года (ст. 381.1 НК). Но регионы вправе сами установить такие льготы (ст. 381.1 НК). Ставка не может превышать 1,1 процента (п. 3.3, 4 ст. 380 НК).

В отношении движимых объектов, принятых на учет в качестве ОС с января 2013 года, региональные власти вправе предоставлять льготу по налогу на имущество организаций, вплоть до полного освобождения от налога (п. 2 ст. 381.1 НК РФ). Льгота действует в том случае, если с даты выпуска имущества прошло не более трех лет.

В Письме МФ РФ России от 09.04.2018 № 03-05-05-01/23087 содержится ответ на вопрос, когда истекают указанные три года и как рассчитать налог.

Под термином «выпуск промышленной продукции» понимается изготовление продукции производителем. Дата выпуска (изготовления) продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар, каталогов и других документов, а также по результатам независимой экспертизы. В целях применения налоговой льготы в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, необходимо учитывать день, месяц и год изготовления продукции, указанные в названных выше документах. Если в информации изготовителя значится только год изготовления, то датой изготовления техники следует считать 1 июля года изготовления; если названы месяц и год изготовления — то 15-е число месяца, указанного в информации изготовителя.

Таким образом, регион устанавливает ставку в отношении движимого имущества, приобретённого после 1 января 2013 года – при этом эта региональная льгота может применяться только к движимому имуществу, с даты выпуска которого прошло не более трех лет. Если с момента выпуска основного средства прошло более трех лет – оно подлежит обложению по ставке 1,1 %, несмотря на установленную регионом льготу.

Мало где из регионов приняли законы о том, как облагать имущество из п. 25 ст. 381 НК РФ; в Московской области установлена нулевая ставка (Закон Московской области от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ).

В подавляющем большинстве регионов налог за 2018 год нужно платить по ставке 1,1 %, а в Крыму и Севастополе – 1 %.

Рассмотрим пример

В организации (на ЕСХН) имеются следующие объекты основных средств:

Таблица 2

№ п/п

Наименование

объекта

Стоимость

на 01.04.2018, руб.

Отметка об обложении («V»)

Остаточная

Кадастровая

Не является объектом

Облагается по стоимости

остаточной

кадастровой

Гараж

500 038

654 234

V

   

Коровник

1 535 477

1 300 250

V

   

Жилой дом

100 200

145 326

 

V

 

Трактор

4 205 622

 

V

   

Земельный участок

600 000

1 250 320

V

   

Принтер (2 группа)

15 000

 

V

   

Гостиница

785 200

   

V

Автомобиль 2015 г.в. (сдан в аренду)

500 000

   

V

 

Столовая (бесплатное питание рабочих)

201 600

642 300

V

   

Рассмотрим порядок обложения объектов, представленных в таблице 2, и отражения их в декларации.

xn—-7sbrkkdieeibji5b1g.xn--p1ai

Какие налоги платить организации на ЕСХН. Какие основные средства облагаются налогом на имущество у организаций на ЕСХН. Как заполнить отчетность по налогу на имущество — читайте в статье.

Вопрос: 1) Облагается ли налогом на имуществоимущество предприятия, применяющего ЕСХН в период, когда им не ведется никакой хоз.деятельности,2) Облагается ли налогом на имуществоимущество предприятия применяющего ЕСХН в период, когда оно оказывает комплекс с/х услуг (посадка с/х культур, внесение удобрений и т.д.) для другого сельхозпроизводителя. При этом, больше никакой другой деятельности не ведется.

Ответ: 1.Сельскохозяйственные товаропроизводители не платят налог на имущество с основных средств, которые эксплуатируют в сельскохозяйственной деятельности. К такой деятельности относятся:

– производство сельхозпродукции;

– первичная и последующая (промышленная) переработка сельхозпродукции;

– реализация сельхозпродукции и продукции ее переработки;

– оказание услуг, перечисленных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 НК, другим сельхозпроизводителям.

Имущество не облагается налогом в течение всего налогового периода, даже если сельхоз деятельность носит сезонный характер. Например, зерноуборочный комбайн, как правило, эксплуатируют в конце лета – начале осени. А технику для вспашки, наоборот, весной при подготовке почвы к посеву. В обоих случаях объекты не облагают налогом на имущество в течение всего года.

При этом, если у организации – плательщика ЕСХН есть основные средства, которые вообще не используются в сельхоз деятельности, они полностью подпадают под налогообложение. Например, на балансе организации – плательщика ЕСХН числится трактор. Организация не использует его в сельхоз деятельности, а сдает в аренду. В этом случае арендная плата включается в состав внереализационных доходов, а трактор полностью облагается налогом на имущество. Независимо от того, кто является его арендатором – другой сельхозпроизводитель или организация, которая ведет деятельность в другой сфере. Это следует из положений пункта 3 статьи 346.1 НК и подтверждается письмом ФНС от 24.04.2018 № БС-4-21/7843.

2. Организация на ЕСХН, освобождается от уплаты налога на имущество при оказании услуг, перечисленных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 НК, другим сельхозпроизводителям.

С основных средств, которые плательщик ЕСХН одновременно использует в сельскохозяйственной и в других видах деятельности, платить налог на имущество не нужно. Деление одного и того же объекта в зависимости от характера его использования главой 30 НК не предусмотрено.

Обоснование

Какие налоги платить организации на ЕСХН

Организация, перешедшая на уплату ЕСХН, освобождается от уплаты:

— НДС (кроме НДС при импорте товаров, при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом или по концессионным соглашениям);

— налога на прибыль (кроме налога на прибыль с дивидендов, процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам и с прибыли контролируемых иностранных компаний);

— налога на имущество (кроме имущества, которое не используют при производстве сельскохозяйственной продукции, ее первичной, последующей переработке и реализации, а также при оказании услуг сельхозтоваропроизводителями).

Все остальные налоги, взносы и сборы нужно платить на общих основаниях. В частности, страховые взносы (ст. 419 НК РФ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (Закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 № 255).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, организации, перешедшие на ЕСХН, исполняют обязанности налоговых агентов:

— по НДС (ст. 161 НК РФ);

— по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ);

— по налогу на прибыль (п. 2, 3 ст. 275, ст. 310 НК РФ).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ.

Какие основные средства облагаются налогом на имущество у организаций на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители не платят налог на имущество с основных средств, которые эксплуатируют в сельскохозяйственной деятельности. К такой деятельности относятся:

– производство сельхозпродукции;
– первичная и последующая (промышленная) переработка сельхозпродукции;
– реализация сельхозпродукции и продукции ее переработки;
– оказание услуг, перечисленных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 НК, другим сельхозпроизводителям.

При этом не облагаются налогом на имущество основные средства, которые используют:

– непосредственно в указанных видах деятельности (например, производственные здания и сооружения, технологическое оборудование, рыболовецкие суда, транспортные средства);
– для обеспечения указанных видов деятельности (например, административные здания, офисное оборудование, склады, гаражи и т. п.).

Такой порядок следует из пункта 3 статьи 346.1 НК и подтверждается письмами Минфина от 09.04.2018 № 03-05-05-01/23083, от 19.04.2018 № 03-05-05-01/26389.

Имущество не облагается налогом в течение всего налогового периода, даже если сельхоздеятельность носит сезонный характер. Например, зерноуборочный комбайн, как правило, эксплуатируют в конце лета – начале осени. А технику для вспашки, наоборот, весной при подготовке почвы к посеву. В обоих случаях объекты не облагают налогом на имущество в течение всего года.

Имущество используют в разных видах деятельности

С основных средств, которые плательщик ЕСХН одновременно использует в сельскохозяйственной и в других видах деятельности, платить налог на имущество не нужно. Деление одного и того же объекта в зависимости от характера его использования главой 30 НК не предусмотрено. Например, на балансе организации – плательщика ЕСХН числится гараж. Часть гаража организация использует для хранения своей сельхозтехники, а часть – сдает в аренду строительной компании. В этой ситуации гараж полностью освобождается от налога на имущество.

Внимание: в некоторых разъяснениях для расчета налога на имущество по таким объектам Минфин предлагает делить их стоимость пропорционально доходам, полученным от разных видов деятельности. Представители ФНС это предложение не поддерживают

Если организация на ЕСХН одновременно использует основные средства в разных видах деятельности и не может обеспечить раздельный учет этих объектов, Минфин рекомендует распределять их стоимость пропорционально полученным доходам (письмо от 18.01.2018 № 03-11-10/2342). Для этого сначала надо определить, какой удельный вес имеет выручка от сельскохозяйственного и другого бизнеса. А потом рассчитать стоимость основного средства, которое облагается налогом на имущество. Как считать налог, если вы решили воспользоваться такими рекомендациями, поясним на примере.

Организация – плательщик ЕСХН помимо сельскохозяйственной деятельности занимается оказанием транспортных услуг. На балансе организации числится грузовой автомобиль, который используют в обоих видах деятельности. Остаточная стоимость автомобиля по состоянию на 01.04.2018 – 200 000 руб. Льгота для движимого имущества в регионе не предусмотрена.

В I квартале организация получила выручку:
– от сельскохозяйственной деятельности – 8 000 000 руб.;
– от транспортных услуг – 2 500 000 руб.

Доля выручки от реализации транспортных услуг составляет:

2 500 000 руб.: (8 000 000 руб. + 2 500 000 руб.) * 100% = 23,8%.

Остаточная стоимость автомобиля, которую бухгалтер включает в расчет средней стоимости имущества по состоянию на 1 апреля, равна:

200 000 руб. * 23,8% = 47 600 руб.

Если у организации – плательщика ЕСХН есть основные средства, которые вообще не используются в сельхоздеятельности, они полностью подпадают под налогообложение. Например, на балансе организации – плательщика ЕСХН числится трактор. Организация не использует его в сельхоздеятельности, а сдает в аренду. В этом случае арендная плата включается в состав внереализационных доходов, а трактор полностью облагается налогом на имущество. Независимо от того, кто является его арендатором – другой сельхозпроизводитель или организация, которая ведет деятельность в другой сфере. Это следует из положений пункта 3 статьи 346.1 НК и подтверждается письмом ФНС от 24.04.2018 № БС-4-21/7843.

Как заполнить отчетность по налогу на имущество

В отчетности по налогу на имущество нужно отражать основные средства, которые признаются объектами налогообложения. Основные средства, которые организации – плательщики ЕСХН используют по целевому назначению, к таким объектам не относятся. Поэтому, если у таких организаций нет других основных средств, составлять и сдавать расчеты авансовых платежей и декларации по налогу на имущество (в том числе нулевые) они не обязаны.

Если у организации – плательщика ЕСХН есть основные средства, которые облагаются налогом на имущество, она должна сдавать расчеты авансовых платежей и налоговые декларации. Остаточную стоимость таких объектов нужно отражать в разделе 2. При этом в строке 270 декларации по налогу на имущество и строке 210 расчета авансовых платежей укажите остаточную стоимость всего имущества организации, в том числе объектов, которые используются в сельхоздеятельности. Не нужно включать в эту строку только основные средства, которые не признаются объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 1–7 пункта 4 статьи 374 НК (п. 5.1–5.3 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271).

Письмо Минфина России от 18.01.2018 № 03-11-10/2342

О порядке исчисления налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и НДС налогоплательщиками ЕСХН

Об освобождении налогоплательщиков ЕСХН от уплаты налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц; об НДС при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета.

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросам порядка исчисления налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и налога на добавленную стоимость, сообщает.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Кодекс) с 1 января 2018 года организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате, соответственно, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого ими для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Таким образом, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, в отношении имущества, используемого по целевому назначению, при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Понятие сельскохозяйственной продукции определено пунктом 3 статьи 346.2 Кодекса, в соответствии с которым к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Порядок отнесения продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 346.2 Кодекса).

Следовательно, при соблюдении вышеназванных условий налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога в отношении указанного имущества вправе применить освобождение по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц.

Из главы 26.1 раздела VIII.1 части II Налогового кодекса РФ

Статья 346.2. Налогоплательщики

2. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

2) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, признаваемым таковыми в целях настоящей главы, которые относятся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, в том числе:
услуги в области растениеводства в части подготовки полей, посева сельскохозяйственных культур, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания сельскохозяйственных культур, обрезки фруктовых деревьев и виноградной лозы, пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева (посадки);

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«До 1 июля 2019 года заимодавец должен пробивать чек лишь при погашении займа. И только в ситуации, когда заем ранее был выдан на конкретную цель – для оплаты товаров, работ, услуг. Если заем нецелевой, применять ККТ заимодавец не обязан. О том, что изменится с 1 июля 2019 года, смотрите в новых разъяснениях ФНС.»

Из рекомендации В каких случаях надо применять ККТ

www.glavbukh.ru

Похожие статьи