Льготы по налогам их экономическая сущность

По отдельным налогам (сборам) могут устанавливаться льготы – преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

По федеральным налогам льготы устанавливаются НК РФ (а до вступления в силу соответствующих глав Кодекса – законами РФ). Дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены региональным или местным законодательством лишь в отношении сумм, зачисляемых в региональный или местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

По региональным и местным налогам льготы устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

В основу классификации налоговых льгот положен принцип существа льготы.

Виды налоговых льгот:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• освобождение от налога;

• уменьшение объекта налогообложения;

• понижение ставки налога;

• понижение налога;

• отсрочка исчисления и уплаты налога;

• освобождение, понижение, отсрочка уплаты установленных налоговым законодательством пени и штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства.

Налоговая льгота не может иметь индивидуальный характер.

Налогоплательщик вправе отказаться от льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

9. Принципы налогообложения

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

1. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности (все остальные принципы, как считал А. Смит, занимают подчиненное данному принципу положение).

2. Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.

3. Принцип определенности, из которого следует что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

4. Принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

5. Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков и экономичности (эффективности).

Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.

Согласно принципу справедливости каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другими проявлениями этого принципа являются информированность налогоплательщика (обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее) и простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.

StudFiles.net

БЕЛКООПСОЮЗ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КООПЕРАЦИИ» 
 

Кафедра финансов и кредита 
 
 

Курсовая  работа 
 
 

по курсу  «Теория финансов» 

на тему «Налоговые льготы, их сущность и характеристика» 
 
 
 

                                          Выполнила студентка  3 курса

                                          группы Н-32

                                          специальности «финансы и кредит»

                                          Дергачева Татьяна  Владимировна

                                          Научный руководитель

                                          ассистент

                                          Жлоба Наталья Николаевна  
 
 
 

Гомель 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ ……………………………….7

2.НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РБ………………………………………………………………..13

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РБ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОГО РЫНКА ..23

Заключение………………………………………………………………….30

Список  использованных источников…………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

         В современном мире такие слова, как «налоги» и «налогообложение»  уже вызывают не страх и неизвестность, как ранее, а скорее интерес и  повод для дискуссий. Ведь система  данного явления стремительно развивается, меняется, совершенствуется. Практически  каждый человек в своей жизни  сталкивается с таким механизмом экономической деятельности, как  налогообложение, поэтому преувеличить его значение сложно. Налогообложение  значительно влияет на предпринимательскую  активность. В свою очередь, высокая  предпринимательская активность способствует развитию и расширению рынка товаров  и услуг. Вследствие этого потребители  могут выбрать ту продукцию, которая  наилучшим образом удовлетворяет  их потребностям. Кроме того, в настоящее  время на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Таким образом, налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. 

         Именно поэтому  темой данной курсовой работы выбран очень важный и актуальный вопрос – вопрос о налогах и налогообложении, а также о путях их совершенствования  в нашей стране, Республике Беларусь.

         Актуальность  исследования понятия льготы в налоговом праве и видов налоговых льгот обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота.

         Цель  курсовой работы является изучение понятия и видов льготы в налоговом праве, применяемых Республике Беларусь.

    1. определить понятие льготы в системе налогового права;
    2. раскрыть особенности применения налоговых льгот в РБ.

             Объектом  исследования курсовой работы является налоговые льготы в системе налогообложения РБ.

             Сущность, функции  и роль налоговых льгот относятся  к числу недостаточно изученных  и дискуссионных вопросов в налоговой  теории. Методологической основой написания  работы послужили труды таких  отечественных экономистов, как  Н.Е. Заяц («Налоги и налогообложение»). На мой взгляд, наиболее полно отображена тема моей курсовой работы в книгах таких авторов как Евстигнеев Е.Н. «Налоги и налогообложение» и Савицкий А.А. «Налогообложение. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот. 

             Основные  и исходные данные для разработки темы. Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативные документы Республики Беларусь. При написании курсовой работы были использованы различные журналы: Главный Бухгалтер, Вестник Высшего Хозяйственного Суда, Налоговый вестник.

             Статьи в периодических  изданиях дали наиболее полное представление  о настоящем состоянии налогообложения  и налогового регулирования в  Республике Беларусь, позволили сделать  выводы о специфике действующей  налоговой системы и выделить основные пути ее совершенствования  в нашей стране. 

         Перечень  примененных методов  исследования. При написании курсовой работы использовались следующие общенаучные методы:

    • анализ и синтез;
    • индукция и дедукция;
    • сравнение;
    • системный подход;
    • а также специальные методы и приемы.

             Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Курсовая работа включает 34 с., 3 таблиц, 22 источник. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.  НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 

             В условиях рыночных отношений налоговая система  является одним из важнейших экономических  регуляторов. Существует много вариантов к определению понятия налогов. 

             Согласно действующему в стране Налоговому кодексу «налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты» .

             Налоги — это обязательные платежи юридических  и физических лиц в бюджет, устанавливаемые  и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части  общественного продукта, используемого  на удовлетворение общегосударственных  потребностей.  

             Налоги являются основной формой доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика.

             Основными элементами налоговой системы выступают:

    • плательщики налогов (субъекты налогообложения)
    • объекты налогообложения
    • налоговая база
    • налоговый период
    • налоговая ставка
    • налоговые льготы
    • порядок исчисления
    • источник уплаты
    • порядок и сроки уплаты
    • санкции.

             Налоги в структуре  общественных отношений выполняют  ряд чрезвычайно важных и сложных  задач. Принципиально их можно свести к четырем основным функциям: фискальной, стимулирующей, распределительной  и регулирующей. 

             В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту  эффективности производства, повышению  благосостояния населения.

             Как правило, по каждому  налогу предусматриваются специальные  налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством  и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство  учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых  льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику. 

             Налог обладает самостоятельной  стимулирующей функцией, которая  реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Она проявляется в изменении  объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. Стимулирующей функции характерно стимулирование социально-экономической  деятельности приоритетных для государства  направлений. 

             Согласно Налоговому кодексу РБ : «Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере» . 

             Налоговая льгота — снижение размера (тяжести) налогообложения. 

             По мнению Заяц : «Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.» . 

             Существуют следующие  виды льгот:

    • необлагаемый минимум объекта (освобождение от налога части объекта налога);
    • изъятие из обложения определенных элементов объекта;
    • освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
    • установление налогового иммунитета (освобождение от налога отдельных лиц или категорий плательщиков);
    • предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);
    • понижение налоговых ставок;
    • целевые налоговые льготы включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов;
    • прочие налоговые льготы.

             Налоговый иммунитет  — освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги. 

             Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий  направлены на стимулирование:

    • финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
    • малых форм предпринимательства;
    • занятости инвалидов;
    • благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранительной сфер.

             Преференции могут  устанавливаться в виде инвестиционного  налогового кредита и целевой  налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных  затрат.

         Для стимулирующей функции в отличие  от фискальной характерно стимулирование социально-экономической деятельности плетельщика, приоритетных для государства  направлений. Стимулирующее воздействие  оказывается возможным через  введение различных видов налоговых  льгот и преференций.

             Налоговый кредит, как  и всякий кредит, предоставляется  на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором  между хозяйствующим субъектом  и налоговым органом.

             Целевая налоговая  льгота в отличие от инвестиционного  кредита может предоставляться  любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в  пределах суммы налоговых поступлений  в бюджет. 

             Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Льготы по налогам и сборам устанавливаются Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

             Индивидуальные льготы по налогам и сборам юридическим и физическим лицам Республики Беларусь предоставляются Президентом Республики Беларусь.

             Местные Советы депутатов  или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в  порядке, установленном актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь, предоставлять юридическим  и физическим лицам Республики Беларусь льготы по налогам и сборам, полностью  уплачиваемым в местные бюджеты, за исключением  налогов на доходы и прибыль, налога на добавленную  стоимость, акцизов. 

    stud24.ru

    2 года ago

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *