Льготы по налогам для религиозных организаций

Религиозные организации стали полноправными участниками хозяйственной жизни. Они ведут деятельность, владеют движимым и недвижимым имуществом, землей. На них распространяются все требования действующего законодательства, предъявляемые к юридическим лицам.

Религиозные организации проводят обряды, церемонии, молитвенные собрания и прочую культовую деятельность. Они вправе создавать собственные предприятия (организации) и заниматься предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). В связи с этим обоснованно возникает ряд вопросов по налогообложению, связанных с деятельностью религиозных организаций.

Религиозные организации — это…

Религиозной организацией является добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Федерального закона от 26 января 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального порядка государственной регистрации религиозных организаций (ст. 11 Федерального закона № 125-ФЗ).

Религиозные организации подразделяются на два типа в зависимости от территориальной сферы деятельности:

  • местные, состоящие не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении;
  • централизованные, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Льгота по НДС: огласите весь список…

Один из видов деятельности религиозной организации – реализация религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Эти операции (за исключением реализации подакцизных товаров и минерального сырья), включая передачу для собственных нужд, имеют льготу по НДС.

Налоговый кодекс гласит, что предметы религиозного значения и религиозной литературы освобождаются от налога на добавленную стоимость (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Но полного списка кодекс не раскрывает, ссылаясь на их перечень (он содержится в постановлении Правительства РФ от 31 марта 2001 г. № 251 «Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость»).

Подробно приведем этот перечень, который включает пять пунктов:

1. Предметы храмового пространства:

а) священные предметы, предметы религиозного поклонения, в том числе престолы, жертвенники, голгофы, звездицы, копия, лжицы, иконы, канонические изображения, плащаницы, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачения, покровы, иконные доски, ризы, рамки икон и т. п.;

б) предметы храмового убранства и архитектурные элементы храма, в том числе иконостасы, царские и диаконские врата, аналои, киоты, сени, столы панихидные, купола, шары и конусы к купольной религиозной символике, паникадила, ограждения алтарные и клиросные, стасидии, подсвечники, семисвечники, кандила, светильники, лампады, кресла — троны, раки, гробницы, доски именные храмовые, решетки оконные храмовые, шкафы алтарные, ящики для свечей и огарков, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачения для аналоя, стаканчики и поплавки для лампад.

2. Предметы, необходимые для отправления богослужений, обрядов и церемоний:

а) предметы религиозной символики и атрибутики, в том числе кресты всех разновидностей, панагии, медальоны, ладанки, жезлы, посохи, памятные знаки, ордена и медали религиозных организаций, хоругви, штандарты, вертепы рождественские, салфетки под пасхальные куличи, пасочницы, художественные пасхальные яйца, пояса с молитвами, а также праздничные подарочные наборы, составляемые из предметов в соответствии с настоящим перечнем;

б) вещества и предметы, необходимые для совершения богослужений и религиозных обрядов, в том числе свечи, елей, миро, лампадное масло, ладан, кадила, печати для артоса и просфор, приборы для соборования, херувимы, фонари церковные, оклады на евангелие, апостол и чиновник; блюда, ковши, кувшины, иные сосуды; закладки в богослужебную литературу и т. п.;

в) одежда и головные уборы религиозного назначения:

богослужебные облачения, в том числе мантии архиерейские, стихари, фелони, епитрахили, пояса, поручи, набедренники, палицы, специализированная одежда и головные уборы, в том числе фартуки, нарукавники, используемые при освящении престола, косынки храмовые, форменная одежда студентов духовных учебных заведений и других учреждений религиозных организаций.

3. Специализированные вспомогательные предметы, необходимые для хранения, установки, функционирования и перемещения предметов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, в том числе подставки, кронштейны, вешалки, держатели, древки, колпаки, накидки, накладки, пакеты, мешочки, полки, футляры, цепи, ящики, шкафы, носилки.

4. Издательская продукция религиозного назначения:

а) богослужебная литература, в том числе Священное Писание, чинопоследования, указания, ноты, служебники, а также молитвословы, религиозные календари, помянники, святцы;

б) богословские, религиозно-образовательные и религиозно-просветительские книжные издания;

в) официальная бланковая и листовая продукция религиозных организаций, в том числе отдельные молитвы, канонические изображения, изречения, открытки и конверты религиозных организаций, патриаршие и архиерейские послания и адреса, грамоты, приглашения, дипломы духовных учебных заведений, свидетельства о совершении таинств и паломничества.

5. Аудио и видеоматериалы религиозного назначения, имеющие маркировку с полным официальным наименованием религиозной организации:

а) аудио и видеоматериалы, иллюстрирующие вероучение и соответствующую ему практику, в том числе богослужения, религиозные обряды, церемонии и паломничество;

б) аудио и видеоматериалы богословского и религиозно-образовательного содержания (кроме анимационных, игровых (художественных) фильмов), содержащие пособия по обучению религии и религиозному воспитанию.

Необходимо отметить, что серебряные кольца с молитвами, которые широко распространяются религиозными организациями, не подпадают под освобождение от уплаты налога. Это касается и паломнических услуг, связанных с поклонением святым местам (письмо УФНС России по г. Москве от 23 января 2009 г. № 19-11/004721).

Важно

Серебряные кольца с молитвами, которые широко распространяются религиозными организациями, не подпадают под освобождение от уплаты НДС. Это касается и паломнических услуг, связанных с поклонением святым местам (письмо УФНС России по г. Москве от 23 января 2009 г. № 19-11/004721).

Религиозные организации (объединения) могут применять льготу по НДС, предусмотренную при реализации предметов религиозного характера как собственного производства, так и приобретенных у других предприятий (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом не важно, у религиозных или не религиозных организаций приобретался товар (письма Минфина России от 11 апреля 2007 г. № 03-07-03/45, от 7 сентября 2007 г. № 03-07 07/28, УМНС России по г. Москве от 10 июня 2003 г. № 24-11/30729).

Освобождается от уплаты НДС реализация предметов религиозного назначения не только самой религиозной организацией, но и коммерческой организацией, уставный капитал которой полностью состоит из вклада религиозной организации.

Внимание

Освобождаются от НДС ремонтно-реставрационные работы храмов, являющихся памятниками истории и культуры, но при условии, что организация, выполняющая эти работы, имеет лицензию на реставрацию этих памятников (ст. 149 НК РФ).

Льготы на ввоз печатной продукции религиозного значения

В соответствии с Соглашением от 17 июня 1950 года «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» (совершено в Лейк-Саксессе, Нью-Йорк 22.11.1950 г. вместе с «Протоколом к Соглашению» от 26 ноября 1976 г.) и на основании постановления Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 795 «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему», постановления Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. № 709 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 795» договаривающиеся стороны облагают ввозимые материалы внутренними налогами, взимаемыми на момент ввоза, при условии, что они не превышают налогов, которыми прямо или косвенно облагается подобная продукция отечественного производства.

льготы по налогам для религиозных организацийДля применения норм Соглашения и Протокола в части невзимания НДС необходимо подтверждение компетентных органов, что ввозимые товары относятся к сфере образования, науки и культуры, с указанием назначения и объемов ввозимых товаров. В данном случае этим органом является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Например, на основании подтверждения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 9 февраля 2009 г. № 18/2-13-09/18-14689с ГУФТД ФТС России считает обоснованным применить льготы по уплате НДС в отношении печатной продукции религиозного назначения «Библия» (тираж 23 000 экземпляров), оформленной по ГТД № 10122070/140207/0000797.

Транспортный налог

Согласно статье 357 Налогового кодекса, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. На данный налог льготы не предусмотрены. Таким образом, с транспортных средств, принадлежащих религиозным организациям, транспортный налог необходимо уплачивать.

Акцизы

В соответствии со статьей 181 Налогового кодекса к подакцизным товарам относятся спиртосодержащая и алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл, автомобильный бензин и т. д. Необходимо помнить, что с 1 января 2003 года ювелирные изделия, в том числе и реализуемые религиозными организациями, подакцизным товаром не являются.

Налог на имущество

В соответствии со статьей 381 Налогового кодекса религиозные организации освобождаются от уплаты налога на имущество только в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности. Таким образом, все имущество религиозных организаций, не используемое в религиозных целях, подпадает под обложение налогом на имущество. Примером может служить здание братского корпуса или общежития.

Вместе с тем в соответствии со статьей 372 Налогового кодекса налог на имущество организаций является региональным налогом. И органы субъектов РФ имеют право установить на территории субъекта льготы для определенных некоммерческих организаций (п. 3 ст. 12 НК РФ). Как правило, ставка по налогу для религиозной организации устанавливается в размере «ноль» процентов.

Налог на землю

Религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве собственности земельных участков, если на данных земельных участках расположены здания храмов, часовен, а также иные здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ). К объектам религиозного назначения относят здания (строения, сооружения), которые предназначены для:

  • богослужений (храмы, часовни и другие культовые постройки), молитвенных (дома причта, келейные корпуса, корпуса наместника и т. д.) и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний;
  • религиозных почитаний (паломничества). К ним относят паломнические центры и здания гостиниц, принадлежащие религиозным организациям;
  • профессиональных религиозных образований (духовные школы, семинарии, училища, а также общежитие для учащихся и т. п.);
  • иной религиозной деятельности.

А к объектам благотворительного назначения в первую очередь относят здания (строения, сооружения), которые используются в благотворительных целях, например, благотворительные столовые или больницы, православные детские дома, общеобразовательные учреждения, имеющие, согласно учредительным документам, статус благотворительных организаций (письмо Минфина России от 24 мая 2005 г. № 03-06-02-02/41).

Нередко встречаются такие ситуации, когда на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, помимо объектов религиозного и благотворительного назначения расположены иные постройки, не имеющие такого назначения. Налоговики, видя такую ситуацию, требуют уплаты земельного налога. Минфин России считает данное требование налоговиков неправомерным и дает разъяснения (письмо от 24 мая 2005 г № 03-06-02-02/41), что освобождению от обложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

Также на практике встречаются обстоятельства, когда на территории религиозной организации, а точнее, на ее земле расположены объекты религиозного или благотворительного назначения, не принадлежащие данной религиозной организации. И в этом случае религиозная организация подпадает под льготу по земельному налогу. Это также следует из пункта 4 статьи 395 Налогового кодекса.

А в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-05-04-02/31 сказано: если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

Налог на прибыль

Религиозные организация являются плательщиками налога на прибыль (п. 1 ст. 246 НК РФ).

Но при этом при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

1) в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения (подп. 27 п. 1 ст. 251 НК РФ);

2) целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов (письмо Минфина России от 26 марта 2010 г. № 03-03-06/4/34). А также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц с условием, что указанные получатели будут использовать их по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Какие средства чаще всего поступают в религиозную организацию в виде целевых поступлений? Это:

  • целевые взносы и пожертвования;
  • имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
  • суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности религиозных организаций;
  • средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
  • использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
  • имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;
  • средства, полученные от физических лиц, некоммерческих организаций (в том числе иностранных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485 «О перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов»).

Вышеперечисленные поступления должны быть использованы на достижение определенных целей и на осуществление уставной деятельности. Например, согласно типовому уставу Прихода Русской Православной Церкви, к уставным целям относятся: проведение богослужений, обрядов, миссионерская деятельность, паломничество и т. д.

Использованные по назначению целевые поступления должны отвечать требованиям:

  • они должны быть получены на содержание религиозной организации и осуществление ею уставной деятельности;
  • в религиозной организации должен быть организован раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • по окончании налогового периода религиозная организация должна представить в налоговый орган по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Минфином (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Если эти требования не выполняются, целевые поступления будут признаны внереализационными доходами организации. Моментом их признания будет дата, когда получатель фактически использовал полученные целевые средства не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они были предоставлены. Основание – подпункт 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса.

Религиозная организация имеет право самостоятельно устанавливать форму учета использования целевых средств. Как правило, такой учет ведется согласно ведомости прихода и расхода денежных средств с разбивкой по направлениям.

Это важно

Необходимо обратить внимание, что любые другие организации, осуществляющие целевые отчисления на уставную деятельность религиозных организаций, не смогут отнести данные отчисления к расходам, уменьшающим налоговую базу (п. 34 ст. 270 НК РФ). В этой связи можно сделать вывод, что глава 25 Налогового кодекса не предусматривает положений, поощряющих благотворительность.

В заключение хотелось бы отметить, что вопрос о налогообложении церквей и иных религиозных организаций нигде, кроме России, пока не ставился. Такое положение, как взимание с верующих граждан налога на содержание Церкви, в некоторых цивилизованных странах существует. Но там священнослужители получают зарплату от государства, а добровольные пожертвования используются на благо исключительно конкретного прихода и дел милосердия.

А. Маликова, редактор-эксперт

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее

www.buhgalteria.ru

13 октября 2006 г. 16:59

1. Земельный налог

Федеральный закон от 29.11.04 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса…» дополнил НК РФ разделом Х «Местные налоги» и главой 31 «Земельный налог», которая предусматривает для религиозных организаций следующую налоговую льготу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации религиозные организации освобождаются от уплаты земельного  налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

В  декабре 2004 г. Президент РФ поручил Минфину РФ и Минэкономразвития РФ «обеспечить оказание религиозным организациям методической помощи по вопросам применения положений законодательства РФ по налогам и сборам» (поручение Президента РФ от 31.12.04  Пр-2128 ).

Министерство финансов РФ издало письмо от 24.05.05  N 03-06-02-02/41, содержащее разъяснения по вопросам, поставленным Московской Патриархией. Данные разъяснения доведены до сведения территориальных налоговых органов письмом Федеральной налоговой службы от 20.06.05 N ГВ-6-21/499@. 
 
1.1. Должны ли религиозные организации платить земельный налог?
 
Земельный налог является местным налогом. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. На территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.

В силу п. 1,3 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Организации-налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации, в том числе религиозные организации, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

В силу п. 2 ст.389 НК РФ не признаются объектом налогообложения:
∙ земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (согласно п. 4 ст. 27 ЗК — земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками, воинскими и гражданскими захоронениями и другими указанными в данной статье объектами);
∙ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
∙ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
∙ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Глава 31 НК РФ предусматривает для религиозных организаций следующие налоговые льготы. Религиозные организации освобождаются от уплаты земельного  налога в отношении принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве собственности земельных участков, если:
∙ на данных земельных участках расположены здания храмов, часовен,  а также иные здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (4 ст. 395 НК РФ);
∙ данные земельные участки заняты государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ ).

1.2. Какие объекты относятся к «зданиям (строениям)», «сооружениям»?

Согласно Гражданскому Кодексу РФ здания (строения) и сооружения являются объектами  недвижимости по признакам неразрывной связи с землей и невозможности их перемещения без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Законодательство не содержит правового определения «зданий (строений)» и «сооружений»; отличие этих объектов друг от друга законодательно не установлено.

С точки зрения налогообложения различие между понятиями «здание» и «сооружение» не имеет значения, поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривают дифференцированного регулирования правоотношений, возникающих в связи с налогообложением данных объектов.

Гораздо важнее отличать здания и сооружения от иных построек, не относящихся к объектам недвижимости, а также от иных видов недвижимого имущества, к которым не подлежат применению специальные правила, регламентирующие правоотношения, связанные с оборотом и налогообложением зданий и сооружений (объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения, встроенно-пристроенные помещения).

В этом смысле под зданием (сооружением) следует понимать любой искусственно возведенный на земельном участке или под ним (под землей) самостоятельный объект, который фундаментально связан с земельным участком, используется (или может быть использован) по целевому назначению и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

При таком подходе подчеркиваются все характерные черты таких объектов недвижимости, как здания и сооружения.

Во-первых, о зданиях и сооружениях как объектах недвижимости можно говорить лишь в том случае, если они «привязаны» к определенному земельному участку.

Во-вторых, связь здания (сооружения) с земельным участком должна быть столь прочной (фундаментальной), что перемещение указанного объекта недвижимости без несоразмерного ущерба его назначению оказалось бы невозможным. Данный признак позволяет отграничить здания и сооружения от иных построек и конструкций (ларьков, палаток, киосков и т.п.), которые вообще не относятся к объектам недвижимости.

В-третьих, зданием (сооружением) признается лишь такой объект недвижимости, который является самостоятельным (отдельно стоящим). По этому признаку здания и сооружения отличаются от таких объектов недвижимости, как жилые и нежилые помещения, встроенно-пристроенные помещения.

В-четвертых, к зданиям (сооружениям) относятся лишь такие объекты недвижимости (строения, постройки), возведение которых закончено, и уже используются или могут быть использованы по прямому назначению. Здания и сооружения как объекты недвижимости подлежат государственной регистрации. По этому признаку они отличаются от временных зданий и сооружений, специально возводимых на период строительства (производственных, складских, вспомогательных, жилых  и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства) и подлежащих по завершении строительства разборке.

1.3. Какие объекты относятся к зданиям (строениям, сооружениям) религиозного назначения?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 письма Минфина России  от 24.05.05 г. N 03-06-02-02/41, согласно которому к зданиям, строениям, сооружениям, имеющим религиозное назначение, относятся здания (строения, сооружения), иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения:
∙ богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний,
∙ религиозного почитания (паломничества),
∙ профессионального религиозного образования,
∙ иной религиозной деятельности. 

При составлении перечня зданий (строений, сооружений) религиозного назначения Минфин России руководствовался пунктом 1 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; пунктом 1 Положения «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 N 490.

К зданиям (строениям, сооружениям), предназначенным для совершения богослужений, относятся храмы, часовни и иные культовые постройки.

Зданиями (строениями, сооружениями), предназначенными для обеспечения богослужений, являются, например,  дома причта, келейные корпуса, корпуса наместника, здания трапезных, воскресных школ и т.п.

Здания (строения, сооружения), предназначенные для обеспечения паломничества, включают принадлежащие религиозным организациям здания гостиниц, паломнических центров и т. д.

К зданиям (строениям, сооружениям), предназначенным для совершения и обеспечения профессионального религиозного образования, относятся зданиях духовных учебных заведений (академий, семинарий, училищ), а также общежитий для учащихся, библиотек и т. д. 

1.4. Какие объекты относятся к объектам благотворительного назначения?

Согласно письму Минфина России  от 24.05.05 N 03-06-02-02/41 к зданиям (строениям, сооружениям) благотворительного назначения  относятся объекты, предназначенные для благотворительной деятельности, которая согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «О благотворительной деятельноcти и благотворительных организациях» может осуществляться религиозными организациями как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. 

Таким образом, к зданиям (строениям, сооружениям) благотворительного назначения относятся объекты, которые используются в благотворительных целях:
∙ непосредственно религиозными организациями (например, здание, в котором размещена благотворительная столовая);
∙ благотворительными организациями, учрежденными религиозными организациями (например, православными детскими домами, больницами, общеобразовательными учреждениями, имеющими согласно учредительным документам статус благотворительных организаций).

1.5. Применяется ли льгота по земельному налогу в случае, если на принадлежащем религиозной организации земельном участке расположены объекты благотворительного назначения, а объектов религиозного назначения не имеется?

Согласно п. 4 ст. 395 НК РФ религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Вместе с тем, встречаются случаи, когда на принадлежащем религиозной организации земельном участке расположены либо только объекты религиозного назначения, либо исключительно объекты благотворительного назначения.

Согласно п. 2 письма Минфина России от 24.05.05 № 03-06-02-02/41предусмотренное п. 4 ст. 395 НК РФ положение не следует толковать ограничительно: «Освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения».
 
1.6. Применяется ли льгота по земельному налогу в случае, если на земельном участке помимо объектов религиозного или благотворительного назначения расположены объекты иного назначения?

Нередко на принадлежащем религиозной организации земельном участке, помимо объектов религиозного или благотворительного назначения, расположены иные постройки, не имеющие такого назначения. Налоговые инспекции неоднократно в таких случаях предъявляли религиозным организациям требования об уплате земельного налога. При этом размер «облагаемой налогом площади земельного участка» определялся ими самым произвольным образом.

Минфин России признает такую практику ошибочной и дает в письме от 24.05.05 № 03-06-02-02/41 разъяснения, касающиеся льгот по земельному налогу, предоставленных религиозным организациям как законом Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» (утратил силу 1 января 2006 г.), так и действующим Налоговым кодексом РФ:

1) «из положения п. 4 ст. 12  Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» следует, что от налогообложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором находится используемое этой религиозной организацией здание, охраняемое государством как памятник истории, культуры и архитектуры, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения» (п. 1 письма);

2) в отношении льготы по земельному налогу, установленной п. 4 ст. 395 НК РФ: «освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строения или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения» (п. 2 письма). 

1.7. Должна ли религиозная организация уплачивать земельный налог в случае, если на земельном участке расположен объект религиозного или благотворительного назначения, не принадлежащий данной религиозной организации?

На практике встречаются ситуации, когда на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании (либо в собственности) религиозной организации расположен храм или иной объект религиозного (благотворительного) назначения, принадлежащий другой религиозной организации либо иному юридическому лицу.

Согласно п. 4 ст. 395 НК РФ религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Из данной формулировки следует, что применение льготы по земельному налогу не зависит от наличия у религиозной организации права на здания (строения, сооружения) религиозного (благотворительного) назначения, расположенные на земельном участке, находящемся в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) религиозной организации. Иными словами, предусмотренная п. 4 ст. 395 НК РФ льгота по земельному налогу подлежит применению даже в том случае, если  расположенные на земельном участке объекты религиозного (благотворительного) назначения не принадлежат религиозной организации, в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) которой находится соответствующий  земельный участок.

1.8. Должны ли религиозные организации уплачивать земельный налог в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения?

В случае если земельный участок сельскохозяйственного назначения принадлежит религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве собственности, льгота по земельному налогу, предусмотренная п. 4 ст. 395 НК РФ, не применяется (т. е. религиозная организация должна платить земельный налог).

В соответствии с п. 2 ст. 53 НК РФ налоговая ставка по местному  налогу (каким и является земельный налог) устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, должна применяться пониженная налоговая ставка (не выше 0,3 % от налоговой базы, то есть от кадастровой стоимости земельного участка, признанного объектом налогообложения).

Таким образом, пониженная ставка земельного налога (не выше 0,3 %) применяется при одновременном соблюдении двух условий:

1) земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях;

2) земельный участок используется для сельскохозяйственного производства.

Состав земель сельскохозяйственного назначения определен гл. XIV ЗК РФ. Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Однако пониженная ставка земельного налога применяется только в том случае, если земельный участок сельскохозяйственного назначения используется для ведения сельскохозяйственного производства. Право прихода осуществлять сельскохозяйственную деятельность предусмотрено п. 49 Типового устава местной религиозной организации, принятого Священным Синодом Русской Православной Церкви 9 апреля 1998 г.

Как уже было отмечено, необходимым условием применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, является использование данных земельных участков для сельскохозяйственного производства. Термин «сельскохозяйственное производство» для целей земельного налога Налоговым кодексом РФ не определен. Поэтому при толковании термина «сельскохозяйственное производство» следует использовать Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1).

Согласно ОК 029-2001 сельское хозяйство отнесено к классу 01, включающему следующие подклассы: растениеводство, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство).

Таким образом, к сельскохозяйственному производству не могут быть отнесены рыболовство, охота, оказание услуг в сфере сельского хозяйства (например, ветеринарных).

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться как непосредственно для ведения сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства (например, посевные площади, пастбища, сенокосы), так и для размещения объектов, носящих вспомогательный характер (гаражи для сельскохозяйственной техники, перерабатывающие предприятия, зернотоки и зернохранилища, сеновалы).

Земельные участки, на которых расположены объекты  вспомогательного назначения по отношению к непосредственно сельскохозяйственному производству также подлежат обложению по пониженным ставкам, поскольку используются в рамках единого технологического процесса. 

1.9. Возможно ли предоставление религиозным организациям дополнительных льгот по земельному налогу?

Как было отмечено выше, земельный налог является местным налогом. В связи с этим согласно п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Дополнительные налоговые льготы для ряда организаций  предусмотрены, например, ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.04 № 74 «О земельном налоге», согласно которой учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а также за счет средств профсоюзов, освобождаются от налогообложения  в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта.

1.10. Какие документы необходимо представить в налоговые органы для постановки на учет по земельному налогу? Каковы сроки предоставления документов для постановки на учет по земельному налогу? Возможны ли штрафные санкции за нарушение сроков представления документов?

В соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 11 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.09.05 № 112н.

Согласно ст. 80 и п. 1 ст. 398 НК РФ организации-налогоплательщики  по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

Налоговые декларации подлежат представлению по итогам налогового периода в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ отчетным  периодом по земельному налогу признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Используйте эту формулировку.

Налоговые декларации представляются по месту нахождения земельного участка.
Пунктами 2 и 3 ст. 398 НК РФ устанавливаются обязанности налогоплательщиков по представлению в налоговый орган по месту нахождения земельного участка также налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу.

В силу п. 3 ст. 398 НК РФ расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Отчетными периодами для налогоплательщиков признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка ежеквартально. Требования о представлении расчета по авансовым платежам относятся ко всем религиозным организациям, признаваемым плательщиками земельного налога, независимо от наличия у них льгот (освобождений) от налога. Организации, обладающие земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования и аренды, налогоплательщиками не являются (п. 2 ст. 388 НК РФ), а, следовательно, ни налоговые декларации, ни расчеты по авансовым платежам по земельному налогу не представляют.

В соответствии с п. 7 ст. 80, абз. 2 п. 1 ст. 398 НК РФ формы декларации по земельному налогу и расчетов по авансовым платежам утверждаются Минфином России. Форма расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минфина России от 19.05.05 № 66н.

Согласно ст. 119 НК РФ непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации, когда обязанность ее представления предусмотрена законодательством о налогах и сборах, влечет налоговую ответственность.

Важно отметить, что ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, наступает именно за непредставление или несвоевременное представление налоговых деклараций. Несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам не может повлечь указанную ответственность, поскольку расчеты по авансовым платежам не обладают признаками налоговой декларации, установленными ст. 80 НК РФ.

Соответствующее разъяснение на этот счет содержится в  п. 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.03 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

1.11. Какие документы должны представить религиозные организации в налоговые органы для подтверждения права на льготы по земельному налогу?

Согласно п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Документом, подтверждающим право на льготы по земельному налогу, является копия свидетельства о регистрации права религиозной организации на земельный участок, выданного ей государственной регистрационной службой в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и заверенная печатью религиозной организации.

В случае отсутствия у религиозной организации свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок религиозная организация вправе представить в налоговый орган  копию иного  правоустанавливающего документа на землю (например, государственный акт).

Этот документ содержит достаточно информации для принятия решения о льготе по налогу, подтвержденной государственным регистрационным органом: наименование религиозной организации, площадь и кадастровый номер земельного участка, вид права на земельный участок, целевое назначение участка.

2. Единый налог на вмененный доход

В мае 2005 г. Курганская областная Дума внесла в ст. 3 Закона Курганской области «О едином налоге на вмененный доход» ряд дополнений, согласно которым:

1. реализация религиозными организациями предметов религиозного назначения и религиозной литературы рассматривается как розничная торговля;

2. оказание религиозными организациями ритуальных и обрядовых  услуг (крещений, панихид, поминовений и т. д.) является возмездной бытовой услугой.

В этой связи согласно вышеупомянутому закону единым налогом на вмененный доход облагаются доходы, полученные от реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы, а также от оказания ритуальных и обрядовых услуг в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей.

На территории Курганской области зарегистрировано 20 православных религиозных организаций.

Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации обратимся к нормам федерального законодательства о налогах и сборах.

Согласно главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти  субъектов Российской Федерации, а с 1 января 2006 г. — органы местного самоуправления вправе определять виды предпринимательской деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вмененный доход.

В соответствии ст. 346.27. Налогового кодекса Российской Федерации к операциям, облагаемым  единым налогом на вмененный доход, относятся:
∙ розничная торговля , осуществляемая через объекты торговой сети;
∙ обрядовые и ритуальные услуги, оказываемые физическим лицам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утв. Постановлением Госстандарта от 28.06.1993. № 168. Согласно классификатору к «обрядовым услугам» (019600), в частности, относятся  услуги  по  организации   обрядов   (свадеб,   юбилеев, крещений); к ритуальным услугам (019500) отнесены подготовка и проведение торжественно-траурных и поминальных церемоний.

Вопрос об обложении единым налогом на вмененный доход «предоставляемых религиозными организациями услуг по реализации предметов культа и религиозного назначения» впервые возник  в 2000 г. в связи с попыткой Тульской областной Думы обязать религиозные организации, реализующие предметы культа и религиозного назначения в Тульской области, уплачивать единый налог на вмененный доход.

В ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Министр РФ по налогам и сборам А. П. Починок в письме от 27.03.00. № АП-8-02/1393 дал разъяснение, согласно которому «при реализации религиозными организациями предметов культа и религиозного назначения перевод их на уплату единого налога на вмененный доход не производится». 

Аналогичный вывод содержится и в полученном в ответ на запрос Московской Патриархии письме Министерства финансов РФ от  7.11.05. № 03-11-04/3/128, согласно которому «реализация религиозными организациями продукции собственного производства (предметов религиозного назначения и религиозной литературы) не подпадает под понятие розничной торговли, установленное главой 26.3. Налогового кодекса Российской Федерации». В этой связи  обложению единым налогом на вмененный доход “не подлежат доходы, полученные от реализации религиозными организациями продукции собственного производства (предметов религиозного назначения и религиозной литературы)».

В письме от  7.11.05. № 03-11-04/3/128 Министерство финансов Российской Федерации дало также разъяснение о том, что «совершение церковных таинств и иных религиозных церемоний (венчание, крещение, отпевание и т.п.), совершаемых в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, не может относиться к обрядовым и ритуальным услугам, предусмотренным Общероссийским классификатором услуг населению. В этой связи религиозные организации не могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход в части пожертвований, которые производятся гражданами  в связи с совершением церковных таинств и иных религиозных церемоний».

Содержание данного письма Министерство финансов Российской Федерации доведено до сведения Епархиальных Архиереев циркулярным письмом Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента от 17 февраля 2006 г. № 740 «О едином налоге на вмененный доход».   

Свою позицию по данному вопросу высказал также Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. В запросе Комитета на имя председателя Курганской областной Думы  от 3.10.05. № 3.21-29/548 отмечается, что включение религиозных обрядов и церемоний в перечень облагаемых налогом операций противоречит законодательству РФ.

В ответ на данный запрос председатель Курганской областной Думы М.Н. Исламов  сообщил, что в ближайшее время нормы Закона Курганской области «О едином налоге на вмененный доход», включающие религиозные обряды и церемонии в перечень подлежащих налогообложению операций, будут пересмотрены (письмо от 24.10.05. № 1923).

Главный бухгалтер Московской Патриархии Н.А. Дерюжкина, юрисконсульт Московской Патриархии К.А. Чернега

*Комментарий опубликован в журнале «Приход. Православный Экономический вестник», 2006, № 4,5.

www.patriarchia.ru

Еще со времен СССР церковь жила своей жизнью, отдельно от государства. Какие налоги платит церковь в России, если она сама по себе, и вносит ли вообще какие-либо отчисления в государственный бюджет?

льготы по налогам для религиозных организаций

Около десяти лет решается вопрос о налогообложении доходов религиозных организаций. Большинство людей считают, что церковь должна платить налоги, как и все граждане, так как собирает очень большие суммы пожертвований с людей и тратит эти деньги на свои нужды. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с информацией о прибыли данной организации.

Прибыль религиозных организаций

Так как церковь — это некоммерческая организация, то, по закону, она должна сама себя обеспечивать. Цель существования некоммерческой организации заключается не в приобретении прибыли. Основные доходы церкви:

  • продажа церковных принадлежностей;
  • пожертвования прихожан;
  • плата за поминовения и венчание, крещение и другие обряды;
  • кружечные сборы.

льготы по налогам для религиозных организаций

Кроме того, православная церковь в России владеет несколькими коммерческими предприятиями, с дохода которых полностью обеспечивает около 19 тысяч приходов. По законам РФ, такой вид деятельности религиозным организациям не запрещен. РПЦ владеет 10 цехами по изготовлению свечей. Себестоимость свечей и цена изделий в церкви существенно разнятся. Розничная стоимость превышает во много раз расходы на изготовление.

Патриарх Кирилл на последнем собрании сообщил о том, что РПЦ содержит 34,5 тыс. храмов и 293 епархий. Каждый месяц пожертвования в церкви переводятся в епархию. От таких взносов освобождаются (на некоторое время) только объекты, которые находятся в процессе восстановления или строительства. Сборы пожертвований производятся главным епископом каждой церкви. В свою очередь он лично ведет отчет для патриархии.

Около трех миллионов рублей составляет ежемесячный доход храмов в России. Бухгалтерия РПЦ ведется по такому принципу: после службы вскрывается коробка с пожертвованиями от прихожан, которые передаются в церковную казну. Каждый месяц в епархию передается бухгалтерская отчетность, где четко расписано количество служб, крещений, венчаний т. д. и указано, какой процент был перечислен в епархию. Этот процент может колебаться в диапазоне от 10 до 50 %.

Зарплаты священников в России на 2016-2017 годы

В Российской Федерации все происходит не совсем так, как в остальных странах. Для ведения экономического управления церковных организаций в 2009 году было создано Финансово-хозяйственное управление. Сегодня священники в России имеют такие документы:

  • трудовая книжка, где указана должность;
  • медицинская страховка;
  • номер в Пенсионном фонде.

льготы по налогам для религиозных организаций

Зарплаты служителей церкви устанавливаются настоятелем в виде фиксированной суммы. Она равняется средней заработной плате сотрудника государственной сферы (учителей, медиков, психологов и т. д.). В 2013 году был принят закон, на основании которого священники, нуждающиеся в финансовой помощи, могут обратиться за помощью к епархии. Также в этом законе прописано, что духовные служители имеют право на социальную защиту, поэтому была создана комиссия по попечению тех, кто в этом нуждается.

Российское законодательство по отношению к РПЦ

Платит ли церковь налоги в России? Так как церковь — это некоммерческое организация, то, в соответствии с законом, принятым в апреле 2006 года, она должны подавать ежемесячную финансовую отчетность Федеральную регистрационную службу (ФРС). В течение года патриархи добивались упрощения условий отчетности, и в апреле 2007 года в закон были внесены поправки. Целью такого действия стало облегчение церковной финансовой отчетности. В соответствии с внесенными поправками, отчетность должна вестись по четырем статьям:

  1. Согласно уставу, должны быть отчеты основных видов деятельности.
  2. Служителям следует отмечать поступления финансовых средств как от российских, так и от заграничных юридических лиц.
  3. Необходимо также указывать средства от пользования другим имуществом.
  4. Следует вести отчетность о расходах денежных средств, которые были получены от граждан РФ (организаций, зарегистрированных на территории РФ), от лиц без гражданства и от заграничных организаций.

Какие налоги платит церковь в России?

Для религиозных организаций законодательством РФ предусмотрены льготы на оплату налогов. Церкви были освобождены от следующих оплат (льготы на налоги ст. 381 НК РФ):

  • налога на землю;
  • налога на имущество, которое используется в религиозных целях (согласно ст. 381 НК РФ);
  • налога на церковные обряды и продажи церковных предметов (закон гласит, что церковь не оплачивает налоги на добавочную стоимость с продажи религиозных предметов).

льготы по налогам для религиозных организаций

Льготы на налоги с продажи церковных предметов

В 2001 году Правительством РФ был установлен полный список религиозных предметов, которые не попадают под налогообложение. Список содержит пять исключений:

  1. Предметы религиозного поклонения, в том числе иконы, рамки икон, престолы, жертвенники, конические изображения, облачения и так далее.
  2. Убранство храмов и элементы архитектуры.
  3. Атрибутика церковная, в том числе кресты, ладанки, медальоны, ордена, памятные знаки и другое.
  4. Предметы для богослужения и для совершения обрядов.
  5. Одежда религиозного назначения: мантии, фелони, стихари, поручи, пояса и так далее.

Льготы по налогу на имущество

В Налоговом кодексе РФ РПЦ освобождена от оплаты налогов на имущество, которое используется в религиозных целях. Льготы по налогу на имущество не учитываются, если объекты не подпадают под религиозное использование (например, общежития или братские корпуса). В соответствии с законом ст. 372 НК, налог на имущество является налогом региональным, поэтому органы отдельных субъектов РФ вправе установить на территории собственные льготы для некоторых некоммерческих организаций. Вследствие чего религиозные организации платят нулевой процент налогообложения.

льготы по налогам для религиозных организаций

Налоги на землю

Какие налоги платит церковь в России за земельные владения? По закону РФ, церкви освобождены от налогов на земельные участки, если на этих участках размещены религиозные сооружения. К таковым относятся:

  • объекты для богослужения (часовни, храмы и др. культовые здания);
  • объекты религиозных почитаний (паломнические центры, которые принадлежат Православной Церкви);
  • духовные объекты образования (семинарии, школы духовенства, училища и общежития);
  • здания, которые служат для другой деятельности церкви (строения для благотворительных целей).

Платит ли церковь налоги в России за сооружения на своей территории, которые не относятся к религиозным объектам? РПЦ использует такие льготы на землю и строит на своих территориях здания, которые не предназначены для религиозных целей. За такие постройки налог в государственную казну также не оплачивается.

Налоги на прибыль

Еще какие налоги платит церковь в России? РПЦ является налогоплательщиком на прибыль. Но это не распространяется на такие виды доходов:

  • доходы от имущества;
  • целевые поступления, к которым причисляются деньги на содержание некоммерческих организаций (взносы, благотворительные доходы, полученные средства от физических лиц, финансирования из бюджета РФ, имущество, переходящее по наследству).

льготы по налогам для религиозных организаций

Данные денежные поступления должны использоваться для осуществления основной деятельности храмов. Для того чтобы по закону использовать такие денежные средства, они должны соответствовать требованиям:

  • средства предназначены только для содержания церквей, храмов и религиозных объектов;
  • должен вестись полный финансовый учет прихода и расхода;
  • по окончании налогового периода церковь должна предоставить в налоговую службу свой денежный отчет, где будет расписано целевое использование полученных средств.

Если вышеперечисленные требования не будут выполнены, то денежные поступления будут расцениваться как нереализованный доход.

Налоги на транспорт

Большой интерес у граждан вызывает такой вопрос: «Какие налоги платит религиозная организация за использование автомобилей?» В соответствии с законом 357 НК, налог на транспортное средство оплачивает человек, на которого зарегистрирована машина. Льготы в этом случае власти РФ не предоставляют. Поэтому с транспортных средств, которые принадлежат духовным организациям, налог нужно уплачивать в полном размере. Но по факту льготы на автомобили вводятся законами субъектов РФ.

Мнение граждан об уплате налогов РПЦ

Многие считают, что оплата в государственный бюджет не производится со стороны Православной Церкви. На счетах таких организаций находятся миллиардные состояния, которые никем не контролируются. Граждан возмущают не только льготы на налогообложение, но и государственные бонусы от правительства РФ:

  • избавление от уплаты всех коммунальных услуг;
  • бесплатное использование электроэнергии.

Не только экономический вопрос, но и политика православной церкви волнует жителей страны. Например, прихожане жалуются на такие объявления в церкви: «Ставить свечки в храме можно только собственного производства, чужие свечи ставить запрещено».

Активисты считают, что Русская православная церковь должна вести свою деятельность на основании законов страны. Но есть и те, кто утверждает, что церковь не обязана платить налоги в государственную казну, так как находится на своем обеспечении, никак не финансируется со стороны госбюджета.

BusinessMan.ru

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *