Закон для васЛьготыЛьготы по налогам для образовательных учреждений

Льготы по налогам для образовательных учреждений

Нет времени читать? Сохрани

Содержание

Негосударственная организация получает доход от реализации образовательных услуг. Налоговым законодательством в данной ситуации предусмотрены отдельные льготы по уплате налогов. А вот зависит ли возможность их применения от последующего использования полученных доходов? Ответ – в нашей статье.

Льготы по НДС и возможности их использования

Главой 21 Налогового кодекса РФ предусмотрены определенные льготы по налогу на добавленную стоимость для образовательных организаций. Это, во-первых, освобождение от налогообложения услуг:
– по содержанию детей в дошкольных учреждениях;
– по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

Такая льгота предусмотрена подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Что же нужно, чтобы воспользоваться освобождением? Прежде всего, наличие лицензии на эту деятельность. Но здесь важно отметить следующее. Лицензия необходима, только если законодательством о лицензировании предусмотрено ее получение. И еще нужно помнить, что при одновременном осуществлении видов деятельности, облагаемых и не облагаемых НДС, необходимо вести раздельный учет (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: применение такой льготы не ставится законодательством в зависимость от последующего использования полученных от данной деятельности средств.

Вторым освобожденным видом деятельности являются услуги в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса. Для ее применения все так же необходимо иметь лицензию и вести раздельный учет. Но помимо этого есть и еще одна особенность. Данная льгота может применяться только некоммерческими образовательными организациями.

Какие организации – некоммерческие?

В пункте 2 статьи 46 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» сказано следующее. Платная негосударственная образовательная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса. Тут в том числе подразумеваются расходы на заработную плату, развитие и совершенствование системы образования в данном учреждении.

Часто налоговые органы, основываясь на этом положении, считают так. Реинвестирование доходов от образовательной деятельности в учебный процесс – обязательное условие для признания организации некоммерческой и возможности применения льготы.

Однако с этим выводом можно поспорить. Ведь ведение предпринимательской деятельности не всегда свидетельствует о том, что организация коммерческая. Обратимся к определению, данному в статье 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Там сказано, что некоммерческая организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. При этом для достижения своих уставных целей она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Это подтверждается пунктом 2 статьи 24 Закона № 7-ФЗ. Например, некоммерческие организации могут осуществлять приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям своего создания. А также приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права. Кроме того, они вправе участвовать в хозяйственных обществах, в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Поэтому вывод такой: для определения статуса некоммерческой организации не важен факт направления полученных средств на реинвестирование учебного процесса. Главное – организация не должна иметь в качестве основной цели деятельности получение прибыли. Кроме того, не нужно распределять полученную прибыль между участниками.

Кому льготы не положены

Теперь коснемся видов деятельности, не подлежащих льготированию у некоммерческих образовательных организаций. На основании подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ к такой деятельности относится:
– оказание консультационных услуг;
– сдача имущества в аренду;
– реализация продукции учебных производств;
– реализация покупных товаров;
– осуществление прочих услуг, которые не связаны с учебно-производственным и (или) воспитательным процессом в сфере образования.

Кроме того, не подлежат освобождению образовательные услуги, не указанные в лицензии.

Если деятельность не подлежит лицензированию

Напомним, что перечень таких видов деятельности для образовательных организаций установлен пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». По нашему мнению, по ним можно применять установленные льготы. Ведь ограничение, указанное в пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ, касается только подлежащих лицензированию видов деятельности.

Соответственно, если лицензия не требуется, то и ограничение не применяется. Это подтверждает и арбитражная практика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 октября 2004 г. № А56-11012/04). Кроме того, об этом сказано и в письме Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-04-11/321.

Главное, чтобы нелицензируемые виды деятельности были оказаны в сфере образования и были направлены на проведение учебно-производственного и воспитательного процесса, как того и требует подпункт 14 пункта 2 статьи 149 главного налогового документа.

Льгота по налогу на прибыль

Налогообложению не подлежит безвозмездно полученное на ведение уставной деятельности имущество. Но только при наличии у негосударственного учреждения лицензии на право ведения образовательной деятельности. Эта льгота предусмотрена подпунктом 22 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Причем при ее применении не важен тот факт, является ли образовательная организация коммерческой или нет.

www.glavbukh.ru

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, вознаграждения вне зависимости от формы , в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Статья 238 Налогового кодекса определены суммы, не подлежащие налогообложению. Например, государственные пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребёнком, по беременности и родам, компенсации за неиспользуемый отпуск и другие выплаты. В перечне компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению с 2008г.

Объекты налогообложения в сфере образования

Однако арбитражные суды при рассмотрении споров, связанных с применением налоговой льготы, содержащейся в Законе «Об образовании», исходят из того, что налоговые льготы применяются независимо от того, в какой закон включена такая норма, а решение вопроса о том месте, куда включена та или иная правовая норма, находится в компетенции законодателя, а не суда. Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 6.02.04 г. N А19-13814/03-5-Ф02-161/04-С3 указал, что правовая норма Закона «Об образовании», освобождающая образовательные учреждения от налогообложения, устанавливает налоговые льготы, регулирует налоговые правоотношения, следовательно, входит в систему налогового законодательства и подлежит применению в отношении конкретных налогов до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ.

Налоговые льготы для образовательных учреждений

Так, в соответствии с п.11 ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Л.Сомов ЗАО «Аудиторская фирма «Уральский союз» Подписано в печать 30.06.2004 —————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Fin-Buh.ru.

1.5 налогообложение образовательных учреждений

Статья 40 Закона «Об образовании» предусматривает наличие и иных налоговых льгот. В п.п.4 — 6 данной статьи говорится о том, что в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Российской Федерации.
Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления.

Тема: льготы для образовательных учреждений

  • акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  • перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  • автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  • возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  • Глава 1 Общие положения закона Глава 2 Система образования Глава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельность
  • Статья 21 Образовательная деятельность
  • Статья 22 Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
  • Статья 23 Типы образовательных организаций
  • Статья 24 Московский государственный университет имени М.В.

Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российской федерации

Предыдущая12345678910111213141516Следующая Изменение режима налогообложения, т.е. установление налоговых льгот, освобождение от уплаты налогов, изменение ставки налога и объекта налогообложения, осуществляется путём внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт РФ по конкретному вопросу (ст. 3, п. 5 ). Поэтому мы охарактеризуем отдельные виды налогов. 1. Единый социальный налог. Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Закон об образовании рф. фундамент обучающей системы государства

  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.

/ экономика образования / 6 лекция по экономике образования

Внимание

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России. Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам.
    Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися.

При этом согласно ст. 46 Закона «Об образовании» к непредпринимательской деятельности относятся: оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, и вся платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений (включая обучение в пределах государственных образовательных стандартов), если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
Данные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов; российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. Налог на добавленную стоимость В п.п. 14 п. 2 ст.
Таким образом, если налоговая льгота по конкретному налогу не предусмотрена соответствующей главой НК РФ, которая уже вступила в силу, образовательное учреждение должно уплачивать этот налог на общих основаниях. Проблема заключается в том, что по своей сути Закон «Об образовании» освобождает образовательные учреждения от уплаты налогов в части их основной (некоммерческой) деятельности. А сейчас все федеральные и некоторые региональные налоги взимаются в соответствии с уже действующими главами части второй НК РФ. В этих главах льготное налогообложение образовательных учреждений если и предусмотрено, то в крайне незначительной степени. Мы рассмотрим вопрос о том, какие налоговые льготы для образовательных учреждений предусмотрены главами части второй НК РФ.

11-2.ru

НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах, в том числе федеральные законы о налогах и сборах, регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам, указанных в Законе «Об образовании», законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. Таким образом, предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам возможно только после внесения соответствующих изменений в законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

Объекты налогообложения в сфере образования

Важно

НК РФ руководствоваться правовой нормой, закрепленной в п.3 ст.40 Закона «Об образовании», предусматривающей освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов, за исключением налогов, введенных частью второй НК РФ, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Согласно п.15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам рекомендовано применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Налоговые льготы для образовательных учреждений

  • Статья 28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
  • Статья 29 Информационная открытость образовательной организации
  • Статья 30 Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
  • Статья 31 Организации, осуществляющие обучение
  • Статья 32 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

Глава 4 Обучающиеся и их родители (законные представители)

  • Статья 33 Обучающиеся
  • Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
  • Статья 35 Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
  • Статья 36 Стипендии и другие денежные выплаты
  • Статья 37 Организация питания обучающихся
  • Статья 38 Одежда обучающихся.

1.5 налогообложение образовательных учреждений

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.
Сумма указанных выплат не включается в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.

Тема: льготы для образовательных учреждений

Внимание

Налог на имущество Налог на имущество – один из налогов субъектов РФ. Причём налог на имущество организаций входит в группу региональных налогов (ст.

14), а налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (ст. 15).

Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, считающиеся юридическими лицами. Объектами налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика .

Согласно п. «а» ст. 4 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991г. налогом не облагается имущество бюджетных учреждений. Кроме того. П. «г» данной статьи Закона даёт право не облагать налогом имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры. К нуждам образования и культуры в соответствии с пп. «г» п. 5 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995г.

Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российской федерации

Однако в письме Минфина России от 23 июня 2004г. «О применении льгот по налогам на имущество организации» отмечается, что если образовательное учреждение одновременно с основной (образовательной) деятельностью осуществляет иные виды деятельности (сдача в аренду, размещение на территории образовательного учреждения объектов торговли киоски по продаже канцелярских товаров, кондитерских изделий и др.), то в этой ситуации происходит отчуждение собственности, и это имущество подлежит налогообложению. В этом случае образовательное учреждение ы целях налогообложения налогом на имущество должно обеспечить раздельный (обособленный) учёт такого имущества.

Земельный налог Земельный налог – основная форма платы за пользованием земельными ресурсами. Это вид налога, действующего в России с 1991г.

Закон об образовании рф. фундамент обучающей системы государства

Инфо

Налог на имущество организаций Согласно п.7 ст.381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются: организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения; имущество государственных научных центров (согласно Федеральному закону от 11.11.2003 N 139-ФЗ это положение утрачивает силу с 1 января 2006 г.); научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. Кроме того, образовательные учреждения могут применять льготу по земельному налогу.

/ экономика образования / 6 лекция по экономике образования

Однако арбитражные суды при рассмотрении споров, связанных с применением налоговой льготы, содержащейся в Законе «Об образовании», исходят из того, что налоговые льготы применяются независимо от того, в какой закон включена такая норма, а решение вопроса о том месте, куда включена та или иная правовая норма, находится в компетенции законодателя, а не суда. Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 06.02.2004 N А19-13814/03-5-Ф02-161/04-С3 указал, что правовая норма Закона «Об образовании», освобождающая образовательные учреждения от налогообложения, устанавливает налоговые льготы, регулирует налоговые правоотношения, следовательно, входит в систему налогового законодательства и подлежит применению в отношении конкретных налогов до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ.

Если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от налога услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных п. 4 данной статьи. Этот порядок освобождения от уплаты налога распространяется на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.
Услуги некоммерческих образовательных учреждений по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

Статья 40 Закона «Об образовании» предусматривает наличие и иных налоговых льгот. В пп. 4-6 данной статьи говорится о том, что в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Российской Федерации. Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям.

Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления.
Однако многие образовательные учреждения фактически применять налоговые льготы, установленные Законом «Об образовании», не могут. Дело в том, что большинство этих льгот не установлены законодательством о налогах и сборах, в частности НК РФ.

Соответственно не определены размеры льгот и порядок их применения. Единственной реальной льготой, закрепленной в Законе «Об образовании», является льгота, освобождающая все образовательные учреждения от уплаты любых налогов в отношении непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений.

Однако право на применение и этой льготы не раз оспаривалось налоговыми органами (Письмо МНС России от 31.07.2001 N ВГ-6-03/ «По вопросу предоставления льгот по налогам образовательным учреждениям» (с изм. и доп. от 21.10.2002).
Налогоплательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. Размер земельного налога независимо от размеров хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчёте на год. Образовательным учреждениям предоставлены льготы по земельному налогу. Согласно Закону РФ от 12 октября 1991г. № 1738-1 «О плате за землю» (п. 4 ст. 12) полностью освобождаются от уплаты этого налога учреждения образования, финансируемые за счёт средств соответствующих бюджетов и детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования. Подчеркнём, что льготы, предоставленные ст.

strahovanie58.ru

Льготы по уплате налогов в бюджет для учреждений образования

Г.Г. Безруков, советник
губернатора Свердловской области

ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Налогообложение в России, как и в любой другой стране, является главным источником формирования доходов бюджетов всех уровней. И, соответственно, законодательно закреплена обязанность как физических лиц так и юридических лиц платить налоги с полученных доходов. Так как государство не может существовать и развиваться без собранных налогов, то установлен примат налогового законодательства по отношению к другим законодательным актам. Что это означает и как проявляется в реальной жизни? Например, в 1995-1996 гг. был принят ряд законов, касающихся деятельности различных государственных фактов, и в том числе Закон «Об образовании», в котором в статье 40 пункте 3 образовательные учреждения независимо от организационно-правовых форм освобождаются от уплаты всех видов налогов. Однако законами «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и другими такие льготы предусмотрены не были, соответственно, до внесения изменений в налоговое законодательство льготы налоговыми органами не представлялись, что вызвало массу споров и разногласий.

Действующим налоговым законодательством предусмотрено достаточно большое количество различных льгот по уплате налогов в бюджет всех уровней для отдельных категорий плательщиков. Рассмотрим налоговые льготы для учреждений народного образования и науки.

Налог на прибыль предприятий и организаций

(Закон РФ от 27.12.91 г. N2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», инструкция Госналогслужбы РФ от 10.08.95 г. N37 «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»)

Статья 4. Льготы по налогу

4.1. При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль, определенная в соответствии с положениями, изложенными в Разделе 2 настоящей Инструкции, при произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы:

4.1.2. Затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при валовом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты предприятий при валовом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территориях которых находятся указанные объекты и учреждения.

Если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то необходимо применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам.

4.1.3. Взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, уволенных в запас), в экологические и оздоровительные фонды на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более трех процентов облагаемой налогом прибыли, государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды — не более пяти процентов облагаемой налогом прибыли.

Указанные в настоящем подпункте общественные организации, фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства по окончании отчетного года в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств;

4.1.4. Направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, образованными в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении;

4.1.7. Направленные предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10 процентов в общей стоимости от суммы налогооблагаемой прибыли;

4.3. Для предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, зарегистрированных в установленном порядке, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих союзов.

4.7. Налоговые льготы, перечисленные в пунктах 4.1 (кроме подпунктов 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6), 4.5 настоящей Инструкции, не должны уменьшать фактическую сумму налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов.

4.9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных пунктами 4.1-4.6 настоящей Инструкции, могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.

Налог на добавленную стоимость

(Закон РФ от 6.12.91 г. N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», инструкция Госналогслужбы РФ «О порядке начисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 11.10.95 г. N 39)

V. Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога

12. От налога на добавленную стоимость освобождаются:

к) платежи по зарегистрированным в установленном порядке лицензионным договорам с представлением патентообладателем прав другому лицу на использование охраняемого патентом объекта промышленной собственности (изобретения полезной модели промышленного образца), получение авторских прав, сбор (плата) за выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и регистрационный сбор (плата) за выдачу документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю;

л) продукция собственного производства отдельных организаций общественного питания (студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений, а также столовых иных учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета); услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуги вневедомственной охраны Министерства внутренних дел РФ по охране объектов, в том числе для населения; услуги, выполняемые профессиональными аварийно-спасательными формированиями по договорам;

м) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования на основе хозяйственных договоров.

Подоходный налог с физических лиц

(Закон РФ от 7.12.91 г. N 1998-1, инструкция Госналогслужбы России по применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 29.06.95 г. N 35 с учетом изменений и дополнений на январь 1997 г.)

Раздел I. Общие положения

3. Объектом налогообложения у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, является совокупный доход, полученный в календарном году как на территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также экономическую зону и континентальный шельф, так и за пределами Российской Федерации, в денежной (рублях и иностранной валюте) и натуральной форме.

Датой получения дохода в календарном году является дата начисления дохода физическому лицу в соответствующем календарном году.

8. В совокупный годовой доход не включаются:

р) суммы доходов лиц, являющихся учащимися дневной формы обучения высших, средних специальных, профессионально-технических, общеобразовательных (основного общего, среднего (полного) общего образования) учебных заведений, слушателями духовных учебных заведений, аспирантами, учебными ординаторами и интернами, получаемые ими:

  • в связи с учебно-производственным процессом;
  • за работы по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов;
  • за работы, выполняемые в период каникул (но не более трех месяцев в году), в части, не превышающей десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый календарный месяц, в течение которого получен доход.

Для целей налогообложения под учебно-производственным процессом понимается выполнение работ, включенных в образовательные программы учебных заведений.

Доходы, полученные за выполнение работ по уборке сельскохозяйственных культур, заготовке кормов, как в период каникул, так и в другое время, не подлежат включению в облагаемый налогом доход независимо от их размера.

Полученные указанными в настоящем подпункте лицами доходы за выполнение других работ в период каникул (но не более трех месяцев в году) уменьшаются на сумму десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый календарный месяц (независимо от количества проработанных в нем дней), но не более фактически полученного дохода за весь отработанный период в пределах этих трех месяцев. В случае, если в течение календарного года указанные лица работают более трех месяцев, то доходы за четвертый и последующие месяцы, независимо от того, на одном предприятии они выплачиваются или нет, облагаются налогом без учета указанного вычета. При поступлении на работу учащийся, студент или слушатель должен проинформировать в письменной форме работодателя, пользовался ли он такой льготой в данном календарном году и в течение скольких месяцев.

Уменьшение облагаемого дохода, полученного во время каникул, производится источником выплаты дохода при предъявлении справки учебного заведения о периоде каникул и документа, удостоверяющего, что данное лицо является учащимся, студентом или слушателем этого учебного заведения. Данная льгота предоставляется учащимся, студентам, аспирантам, слушателям учебных заведений, расположенных на территории Российской Федерации.

О всех выплатах, произведенных указанным лицам, предприятия, учреждения, организации и иные работодатели сообщают налоговым органам в порядке, установленном в пункте 49 настоящей инструкции;

щ) суммы стипендий, выплачиваемые студентам и аспирантам учреждений высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, учащимся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателям духовных учебных учреждений этими учреждениями, или суммы стипендий, учреждаемых Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации, благотворительными фондами, а также суммы стипендий, выплачиваемые из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости.

Данная льгота применяется также в отношении ординаторов, адъюнктов и докторантов учреждений высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, аспирантов, ординаторов, адъюнктов и докторантов научно-исследовательских учреждений.

Суммы стипендий, назначаемые и выплачиваемые физическим лицам в иных случаях, подлежат налогообложению в порядке и размерах, указанных в разделе IV настоящей инструкции; (Введено с 08.08.96 г. изменениями и дополнениями N 3).

ю) суммы дивидендов, выплачиваемых предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию и (или) расширение производства, включая затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры, а также направленные на прирост оборотных средств.

Эти суммы не включаются в состав совокупного дохода на основании письменного заявления, поданного работником в бухгалтерию предприятия, с указанием цели, на которую работник направляет причитающиеся ему дивиденды, при условии их списания с лицевого счета работника. При возврате работнику сумм дивидендов, перечисленных на вышеуказанные цели, эти суммы включаются в состав совокупного дохода того налогооблагаемого периода, в котором они возвращаются;

я) суммы, уплаченные предприятиями, учреждениями и организациями своим работникам и (или) членам их семей или за них в порядке полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей и подростков в детские и другие оздоровительные учреждения, санаторно-курортные учреждения, специально предназначенные для отдыха родителей с детьми, а также суммы оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, стоимость амбулаторного или стационарного медицинского обслуживания своих работников и (или) членов их семей.

К указанным выплатам относятся также суммы, уплаченные за инвалидов предприятиями, учреждениями и организациями в порядке полной или частичной оплаты путевок в оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, расходов на лечение и медицинское обслуживание, приобретение технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также расходов на приобретение и по содержанию собак-проводников.

При этом к членам семьи относятся супруги, дети или родители.

Своими работниками считаются физические лица (в том числе совместители), состоящие в трудовых отношениях с данными предприятиями, учреждениями, организациями или другими работодателями.

В случае если работнику и (или) его их семьи или не работающему на данном предприятии инвалиду для оказания медицинской услуги денежные средства выданы наличными, то факт их использования по назначению должен быть подтвержден соответствующим документом медицинского учреждения. При отсутствии таких документов эта сумма включается в его совокупный облагаемый доход.

Не включается в состав совокупного облагаемого дохода физических лиц стоимость амбулаторного или стационарного медицинского обслуживания, предоставляемого им медицинскими учреждениями по договорам добровольного медицинского страхования, осуществляемого за счет средств предприятий, учреждений и организаций в пользу своих работников и (или) членов их семей;

14. Совокупный доход физических лиц, независимо от положений, изложенных в пунктах 8, 9, 10, 11, 12 настоящей инструкции, дополнительно уменьшается на:

а) суммы доходов, перечисляемые по заявлениям физических лиц на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, находящимся на территории Российской Федерации, частично или полностью финансируемым из соответствующих бюджетов.

Под благотворительностью для целей налогообложения следует понимать безвозмездное направление средств на нужды социального и иного характера, не влекущее получение благотворителем материальной выгоды, оказание ему услуги либо возникновение у кого-либо обязанностей по отношению к нему.

Пример. Работник предприятия, имеющий ежемесячный доход в размере 350 тыс. руб., подал в бухгалтерию предприятия заявление с просьбой направлять ежемесячно по 10 тыс. руб. детскому дому-интернату. В этом случае в совокупный доход ежемесячно включается 340 тыс. руб. (350 тыс. руб. — 10 тыс. руб.).

Суммы взносов на перечисленные в настоящем подпункте цели, производимые физическими лицами из доходов, подлежащих налогообложению налоговыми органами, исключаются из облагаемого налогом дохода в размерах не более суммы дохода, учитываемого при налогообложении за соответствующий календарный год. В этом случае основанием для исключения из облагаемого налогом дохода является документ (квитанция, перевод и т.п.), в котором указаны сумма и цели, на которые они перечислены;

г) суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый полный месяц, в котором получен доход:

  • на каждого ребенка в возрасте до 18 лет;
  • на студентов и учащихся дневной формы обучения — до 24 лет;
  • на каждого другого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода, независимо от того, проживает иждивенец совместно с лицом, его содержащим, или нет.

Уменьшение облагаемого налогом дохода производится обоим супругам, если брак зарегистрирован, вдове (вдовцу), одинокому родителю, а также опекуну или попечителю, на содержании которого находится ребенок (иждивенец). При расторжении брака вычеты производятся у того из супругов, с кем проживают дети. Бывший супруг (супруга), хотя бы и уплачивающий (уплачивающая) алименты на содержание детей, права на вычеты не имеет.

Если брак между супругами не расторгнут, то вычеты на детей от совместного брака производятся у обоих супругов, даже если один из них платит алименты. При наличии в семье детей от другого брака вычеты на содержание детей производятся каждому из супругов с учетом общего числа детей, проживающих в семье.

К студентам и учащимся относятся: студенты и учащиеся дневной формы обучения высших, средних, специальных, профессионально-технических учебных заведений, начальных, неполных средних и средних школ и слушатели духовных учебных заведений, расположенных на территории Российской Федерации.

Вычеты из совокупного дохода сумм расходов на содержание детей, студентов и учащихся дневной формы обучения производятся независимо от того, имеют ли они самостоятельные источники доходов — стипендии, заработки и т.п., а также проживают ли они или нет совместно с родителями.

Если студент имеет свою семью, то уменьшение расходов на его содержание производится у каждого из его родителей. Дети этого студента (внуки) в составе расходов дедушки и бабушки не учитываются. При окончании учебного заведения в календарном году студентом или учащимся, не достигшим возраста 24 лет, вычеты на их содержание у родителей прекращаются с месяца, следующего за окончанием учебного заведения.

Не исключаются из совокупного дохода вычеты на содержание детей у дедушки, бабушки и у других лиц, оформивших опекунство или попечительство на детей, при наличии у этих детей родителей, не лишенных родительских прав.

У супругов (родителей), дети которых являются курсантами, указанные расходы исключаются до достижения курсантами возраста 18 лет. Вычеты расходов на содержание детей и иждивенцев производятся до конца года, в котором дети достигли возраста 18 лет, а студенты и учащиеся — 24 лет, и в случае смерти детей и иждивенцев.

Уменьшение облагаемого налогом дохода физическим лицам производится с месяца рождения ребенка или появления иждивенца.

При уменьшении числа иждивенцев (за исключением случая смерти) или появлении у них самостоятельных источников дохода в течение года вычеты на их содержание прекращаются с месяца, следующего за тем, в котором число иждивенцев уменьшилось или у них появился самостоятельный источник дохода.

К числу иждивенцев относятся лица, проживающие на средства физического лица и не имеющие самостоятельных источников дохода, как состоящие, так и не состоящие с ним в родстве.

В частности, к числу иждивенцев относятся женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения детьми определенного возраста и не имеющие других доходов, кроме ежемесячных пособий и компенсационных выплат, получаемых в размерах, установленных законодательством.

В целях применения положений настоящего Закона к числу иждивенцев не относятся:

  • лица (кроме детей), получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице;
  • лица, находящиеся на государственном содержании (учащиеся профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов и домов ребенка);
  • учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах-интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при школах с полным государственным обеспечением.

Физические лица, на содержание которых при определении размера пенсии начислена надбавка, считаются иждивенцами только у тех физических лиц, которым начислена эта надбавка.

Уменьшение облагаемого налогом дохода физических лиц на сумму расходов на содежражние детей и иждивенцев производится на основании:

  • письменного заявления супругов, или родителя (если брак расторгнут), или опекуна либо попечителя (на содержании у которого находится ребенок или иное лицо), либо лица, имеющего иждивенцев по форме, приведенной в приложении N2 к настоящей инструкции. Опекуну или попечителю, кроме того, необходимо представить выписку из решения органов опеки и попечительства;
  • данных отделов кадров (личных столов) предприятий, учреждений и организаций о наличии детей у работников, а при их отсутствии — свидетельства о рождении ребенка (детей), лично предъявляемого физическим лицом в бухгалтерию;
  • справки учебного заведения о том, что дети являются студентами или учащимися дневной формы обучения;
  • документов соответствующих органов, подтверждающих факт иждивенчества.

Заявления и справки представляются физическими лицами по месту их основной работы (службы, учебы) до выплаты им заработной платы за первую половину января следующего года, а при изменении состава семьи и числа иждивенцев — не позднее 20-го числа следующего после такого изменения месяца. Физические лица, налогообложение которых производится налоговыми органами, обязаны прилагать такие справки к декларации о доходах. В случае если в дальнейшем у физических лиц не произошло никаких изменений, то представленные ранее документы сохраняют свою силу и на следующие годы.

За достоверность данных, представленных для уменьшения облагаемого налогом дохода на сумму расходов на содержание детей и иждивенцев, заявитель несет ответственность в порядке, установленном законодательством.

Физическим лицам, имеющим доходы от выполнения ими трудовых обязанностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, уменьшение облагаемого налогом дохода на сумму расходов на содержание детей и иждивенцев производится ежемесячно этими предприятиями, учреждениями и организациями.

Пример. Работница, осуществляющая постоянную работу на предприятии на основе трудового договора и получающая ежемесячно доход в сумме 250 тыс. руб., представила в бухгалтерию этого предприятия заявление с просьбой о вычете из облагаемого дохода расходов на содержание троих детей в возрасте до 18 лет. Размер минимальной месячной платы труда 30 тыс. руб. В этом случае в облагаемый налогом совокупный доход работницы за каждый проработанный месяц будет включаться 130 тыс. руб. (250 тыс. — 30 тыс. — (30 000*3)).

У остальных физических лиц уменьшение облагаемого налогом дохода на установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда и сумму расходов на содержание детей и иждивенцев производится налоговыми органами при начислении налога на текущий год.

Государственная пошлина

(Закон РФ от 9.12.91 г. N 2005-1 «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 31.12.95г. N 226-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» инструкция Госналогослужбы РФ от 15.05.96 г. N42 По применению Закона РФ «О государственной пошлине»)

1. Под государственной пошлиной понимается установленный Законом Российской Федерации «О государственной пошлине» обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимание за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

2. Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее — граждане) и юридические лица, независимо от форм собственности, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Если за совершением юридически значимого действия или выдачей документа одновременно обратилось несколько лиц, государственная пошлина уплачивается в полном размере одним из них или несколькими лицами в согласованных между ними долях.

Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа обратились лица, одно (несколько) из которых по Закону освобождено от уплаты госпошлины, то лицо (лица), не имеющее права на льготу, уплачивает пошлину только соответственно своей доле. Сумма пошлины, подлежащая уплате в бюджет лицами, не имеющими права на льготу, может быть уплачена одним из них или в долях, согласованных между ними.

3. Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов вышеуказанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом Российской Федерации «О государственной пошлине».

26. От уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются:

9) истцы — по спорам об авторстве, авторы — по искам, вытекающим из авторского права, из права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также из других прав на интеллектуальную собственность;

20) органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, а также юридические лица и граждане, облагающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц.

33. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

53. От уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются:

15) граждане — за выдачу свидетельств о праве на наследство, вкладов в банках, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством об интеллектуальной собственности;

19) школы-интернаты — за совершение исполнительных подписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание детей в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением Министерства образования Российской Федерации.

57. За совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния, от уплаты гос. пошлины освобождаются:

8) органы народного образования, комиссии по делам несовершеннолетних — за выдачу повторных свидетельств о рождении для направления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

62. От уплаты государственной пошлины за регистрацию граждан Российской Федерации по месту их жительства, а также за регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ свыше 183 дней в календарном году, освобождаются:

2) учащиеся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учреждений начального профессионально-технического образования, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в общежитиях.

Налог на имущество предприятий

(Закон РФ от 13.12.91 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», инструкция Госналогслужбы РФ от 8.06.95 г. N 33)

5. Данным налогом не облагается имущество:

а) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

коллегий адвокатов и их структурных подразделений;

г) используемое исключительно для нужд образования и культуры.

К нуждам образования и культуры относится имущество, используемое для дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов; оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи; центров, клубов и кружков (в сфере образования); предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам); курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения; детских экскурсионно-туристических организаций, а также других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования;

стационарных и передвижных клубов (домов и дворцов культуры); библиотек; музеев; зоопарков; парков культуры и отдыха; социально-культурных специализированных и многофункциональных комплексов и объединений; научно-методических центров творчества и культурно-просветительной работы; театров, стационарных и передвижных цирков; филармоний; кинопроката; кинотеатров; киноустановок; киностудий; планетариев;

з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;

общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.

Общественные объединения, ассоциации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе по ведению приносящих доход внереализационных операций, таких, как сдача в аренду имущества или хранение средств на депозитных счетах в банках, являются плательщиками налога на имущество в общеустановленном порядке. Уплата налога производится за период осуществления предпринимательской деятельности. Не рассматривается как предпринимательская деятельность отражение в договоре на расчетно-кассовое обслуживание обязанности банка платить общественным объединениям и ассоциациям за остаток средств на расчетном (текущем) счете;

к) научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющее их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу;

государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых за отчетный год научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70%, а также их филиалов и других аналогичных подразделений, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, при соблюдении указанных условий.

6. Для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом износа по соответствующим объектам): а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.

При применении данной льготы к социально-культурной сфере следует относить объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (переиздание 1987 г.

Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства» с изменениями 9-17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987-1991 гг. и Госстандартом России в 1992-1994 гг., г. Москва, ВЦ Госкомстат России, 1994 г.).

Под балансовой стоимостью объекта следует понимать стоимость его имущества по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения.

Не рассматриваются как объекты жилищно-коммунальной сферы отдельные квартиры, приобретенные предприятиями в объектах жилого фонда.

Земельный налог

(Закон РСФСР от 11.10.91 г. N 1738, инструкция Госналогслужбы РФ от 17.04.95 г. N 29 По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»)

II. Льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления.

5. От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.

К указанным выше научным учреждениям и организациям другого профиля независимо от форм собственности относятся научно-исследовательские институты, конструкторские организации, проектно-конструкторские и проектно-технологические институты, научно-технические центры, комплексные научно-исследовательские и проектно-конструкторские (технологические) организации, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» освобождаются от уплаты земельного налога только за землю, используемую для научных и научно-экспериментальных целей;

4) учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.

Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22.09.93 г. N 943 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» установлено, что Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления:

Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 457 «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по рыболовству, Федеральная служба лесного хозяйства России и их территориальные органы;

10) высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук;

Государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

14) предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.

agentsovetnik.ru

Похожие статьи