Закон для васЛьготыЛьготы и компенсации по результатам специальной оценки условий труда

Льготы и компенсации по результатам специальной оценки условий труда

Нет времени читать? Сохрани

С 2014 года дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда предоставляются на основании Трудового Кодекса и согласно результатам, проведенной специальной оценки условий труда.

Объем предоставляемых льгот и компенсаций напрямую зависит от класса условий труда:

Класс условий труда

Гарантии и компенсации

Вредные


О
па
сн
ы
е

3.1 3.2 3.3 3.4
Повышенный размер оплаты труда не менее 4 %. 
Статья 147 ТК РФ
v v v v v
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 дней. Статья 117 ТК РФ, ранее Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от № 298/П-22 Постановление Президиума ВЦСПС N 273/П-20  — v v v v
Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов. Статья 92 ТК РФ, ранее Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от № 298/П-22 Постановление Президиума ВЦСПС N 273/П-20  — —  v v v

Выдача молока и лечебно-профилактического питания Статья 222 ТК РФ

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н

При воздействии определенных вредных производственных факторов

Досрочная трудовая пенсия по старости Статья 27 173-ФЗ

Постановление Правительства РФ № 537 от 18.07.2002

Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10

Работодатель платит в Пенсионный Фонд повышенные страховые взносы Вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 01.01.2014, а также лицам, трудоустроившимся после 1 января 2014, гарантии и компенсации будут предоставляться в том же виде, установленном результатами аттестации рабочих мест, до проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.

Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день:

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска составляет 7 календарных дней.

Максимальная продолжительность сокращенного рабочего времени для составляет 36 часов в неделю.

На основании статей 92 и 117 ТК РФ величина сокращенного рабочего времени и величина дополнительного отпуска могут устанавливаться трудовым договором отдельно для каждого работника на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Также работодателю предоставляется возможность компенсировать работнику часть дополнительного отпуска, которая более семи минимально положенных календарных дней, или же часть увеличенной продолжительности рабочего времени, но не более 40 часов в неделю, в денежной форме.

Для этого необходимо чтобы:

  • работодатель был участником отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда;
  • отраслевое (межотраслевое) соглашение по охране труда предусматривало порядок, размер и условия предоставления компенсаций, положенных 92 и 117 статьями ТК РФ, в том числе – в денежной форме;
  • условия о сокращении рабочего времени/продолжительности дополнительного отпуска были отражены непосредственно в коллективном договоре между работниками и работодателем;
  • имелось письменное согласие работника (в виде доп.соглашения к трудовому договору).

Доплаты за вредные условия труда:

Минимальный размер повышения оплаты составляет 4 процента тарифной ставки (оклада).

На основании статьи 147 ТК РФ фактические размеры повышенной оплаты труда могут устанавливаться или коллективным, или трудовым договором.

Льготное пенсионное обеспечение:

В соответствии с действующей редакцией статьи 219 ТК РФ работникам, рабочие места которых, включены в списки, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, начисления «вредного» стажа может быть приостановлено, если по результатам СОУТ на рабочем месте работника, входящего в Списки, установлен 1 или 2 класс условий труда.

Исчисление «вредного» стажа может быть продолжено даже через некоторое время в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда.

В настоящее время стаж за «вредность» засчитывается при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в Пенсионный Фонд страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ;
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.

Выдача молока или других равноценных продуктов

Выдача молока и лечебно-профилактического питания, с возможностью их замены на денежную компенсацию, осуществляется на основании статьи 222 ТК РФ. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, а также перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых полагается выдача молока определены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.

Применение документов бывшего СССР для установления гарантий и компенсаций

На основании статьи 423 ТК РФ, применение нормативных правовых актов СССР для предоставления гарантий и компенсаций возможно, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Обратите внимание, что использование Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22 для установления продолжительности дополнительного отпуска, по результатам проведенной СОУТ, должно быть отражено в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре.

ceut.ru

Условия трудовой деятельности могут быть тяжелыми или вредными в различной степени

Различные виды трудовой деятельности отличаются друг от друга по условиям, в которых работникам приходится трудиться. У офисных работников вредное воздействие оказывает излучение от монитора компьютера, а шахтер работает в опасных и вредных условиях подземных выработок. В соответствии с степенью тяжести или вредности условий труда трудящимся положены различные льготы и компенсации, что зафиксировано в действующем законодательстве и выявляется по результатам специальной оценки.

Законодательная база

Чтобы определить, насколько тяжелы условия, в которых трудится работник той или иной организации, разработана специальная оценка условий труда (СОУТ).

В качестве основного законодательного акта, регулирующего осуществление СОУТ, установление обязанностей работодателя по обеспечению безопасности своих подчиненных и их выполнение, определение соответствия рабочих мест общегосударственным нормативам охраны труда (ОТ), рассматривается закон федерального уровня № 426-ФЗ от 2013 года (28 декабря), нормирующий специальную оценку условий труда. Последняя редакция этого закона зарегистрирована в 2016 году.

Согласно этому закону СОУТ включает в себя процесс оценивания степени соответствия условий труда и рабочих мест существующим нормативам в области ОТ, фиксирование наличия вредных факторов производства и оценку степени их воздействия на людей.

Ранее с данными целями осуществлялась аттестация рабочих мест (АРМ). СОУТ можно считать усовершенствованной АРМ, уделяющей больше внимания наличию вредных факторов производства и их влиянию на работников, а также обеспечению работодателем социальных гарантий и льгот. Процедура СОУТ более детализирована по сравнению с АРМ.

Порядок назначения компенсационных выплат работникам вредных и опасных производств регламентируется законом №125 от 1998 года (24 июня), действующим на федеральном уровне. Основное назначение этого нормативного акта состоит в разъяснении отношений работодателя и работника в области страхования жизни и здоровья работников, занятых на вредной, опасной или тяжелой работе, и имеющих риск получения профессионального заболевания. Последние изменения в содержании 125-ФЗ зафиксированы федеральным законом №160 от 2008 года (23 июля).

Назначение конкретных видов льгот, таких как укороченный рабочий день, повышенная оплата профессиональной деятельности, установление дополнительного отпуска, финансируемого работодателем, ранее регламентировалось правительственным постановлением № 870 от 2008 года. Начиная с 2014 года, информация из этого постановления была учтена в новой редакции Трудового Кодекса, а само Постановление утратило силу.

Разделение классов условий труда

Классы условий труда в зависимости от степени влияния внешней среды на здоровье работника

Условия, где работник осуществляет свою трудовую деятельность, можно разделить на четыре большие группы. Их формируют факторы внешней среды, работающего оборудования и особенностей выполняемых рабочих процессов. В классификацию входит четыре класса в зависимости от степени влияния внешней среды на здоровье работника.

1-й класс – оптимальные условия труда – заявлен отсутствием факторов, характеризующих производство как вредное, либо же их ограничением существующими гигиеническими нормами. Тогда параметры принимаются как безопасные. В этих условиях предполагается возможность высокой способности к труду.

 2-й класс – допустимые условия – заявлен присутствием опасных и вредных факторов, показатели которых граничат с принятыми гигиеническими нормами, но ведут к ухудшению самочувствия работника. Важным обстоятельством является то, что его здоровье после отдыха и к заступлению в очередную смену полностью возвращается в норму.

3-й класс – вредные условия – определяется повышенными показателями опасных и вредных факторов по сравнению с существующими гигиеническими нормами. Эта группа имеет свое деление:

  1. При вредных условиях первой степени самочувствие работника ухудшается в течение рабочего дня и не возвращается в норму к началу следующего. Степень риска для здоровья работника повышается.
  2. При вредных условиях второй степени здоровье работника стабильно изменяется в худшую сторону, возникает риск развития профессиональной болезни начальной или легкой степени тяжести. Этот риск появляется более, чем через 15 лет работы в таких условиях, а в результате заболевания человек не теряет профессиональную трудоспособность.
  3. При вредных условиях труда третьей степени стабильное ухудшение самочувствия работника приводит к развитию у него легких или среднетяжелых профессиональных болезней. Работник при этом может утратить профессиональную трудоспособность в любой момент в течения осуществления своей деятельности.
  4. При вредных условиях труда четвертой степени в течение периода осуществления трудовой деятельности здоровье работника подвергается стабильным изменениям функций, которые являются причиной потери общей трудоспособности вследствие развития серьезных профессиональных заболеваний.

4-й класс – опасные условия – определяется существованием серьезного риска для жизни работника со стороны производства. Трудовая деятельность сопряжена со стопроцентным риском развития профессиональной болезни в острой форме.

СОУТ предполагает установление значений опасных и вредных факторов и выдачу рекомендаций по осуществлению компенсации работникам, трудящимся в этих условиях, а также по разработке мер, направленных на снижение степени воздействия вредных факторов на трудящихся и повышение их профессиональной трудоспособности.

Классификация компенсаций и условия их предоставления

Виды компенсаций по результатам СОУТ

При осуществлении деятельности в условиях опасного или вредного производства Трудовой Кодекс Российской Федерации гарантирует работнику компенсацию влияния вредных факторов на его жизнь и здоровье. При этом важно, чтобы трудовые отношения работника и работодателя были официально оформлены в виде трудового договора, контракта и др. Получение компенсации возможно в нескольких видах:

  • уменьшение продолжительности рабочей смены (введение сокращенных рабочих дней);
  • повышение суммы заработной платы и выдача единовременных денежных пособий;
  • введение дополнительного отпуска, оплачиваемого за счет работодателя;
  • предоставление лечебно-профилактического питания;
  • обеспечение средствами индивидуальной защиты, рабочей одеждой, обувью;
  • выход на пенсию до наступления установленного законодательством пенсионного возраста.

Тяжелые (опасные, вредные) условия труда предполагают получение работником, трудящимся под их воздействием, наиболее полного пакета льготных благ и денежных выплат. Вредные условия труда первой степени предполагают только повышение размера заработной платы, при вредных условиях второй степени не предусмотрена сниженная продолжительность рабочего времени.

Уменьшенный период времени занятости устанавливается в размере не больше 36 часов. Конкретные сроки определяет работодатель, руководствуясь 92-й статьей Трудового Кодекса.

Дополнительный отпуск, оплачиваемый работодателем, устанавливается в соответствии со 117-й статьей ТК РФ. В соответствии с этой статьей минимальная продолжительность отпуска не должна быть меньше семи дней. Часть отпуска, если его продолжительность составляет больше семи дней, может быть оплачена в денежном эквиваленте.

147-й статьей ТК РФ предусмотрена выплата повышенного вознаграждения за трудовую деятельность. Его размер в минимальном значении составляет 4% ставки, в соответствии с которой оплачивается профессиональная деятельность с нормальными условиями труда. Точную сумму устанавливает работодатель при учете мнения профсоюза или другого органа, представляющего интересы работников.

Кроме СОУТ, по окончанию которой определяются численные показатели опасных и вредных факторов, существует утвержденный Правительством Российской Федерации перечень профессий, предполагающих наличие этих факторов.

Размеры компенсаций в денежном выражении устанавливаются высшими органами государственной власти, регулирующими выполнение обязанностей работодателя в области ОТ и безопасности работников. Рекомендации по определению размера таких компенсаций дает Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

В целом перечень льгот и компенсаций и их размеры определяются работодателем на основании коллективного договора либо локальных нормативных актов. При этом необходимо учитывать финансово-экономическое положение работодателя и рекомендации Трудового Кодекса Российской Федерации, а также нормативных актов в области ОТ и безопасности работников.

Трудовым Кодексом предусмотрена возможность корректировки установленных льгот и компенсаций при наличии определенных условий. Чтобы работодатель мог осуществить корректировку на законных основаниях:

  • он должен располагать письменным согласием работника, оформленным в виде дополнительного соглашения, прилагаемого к трудовому договору;
  • в организации должен иметься коллективный трудовой договор, где прописаны условия и процедуры корректировки;
  • организация должна быть участником межотраслевого соглашения, в котором прописана процедура корректировки.

При несоблюдении хотя бы одного из этих условий процедура корректировки принципов предоставления льгот в связи с работой в опасных или вредных условиях труда невозможна, а ее осуществление является прямым нарушением трудового законодательства Российской Федерации.

Следует отметить, что со вступлением в силу закона № 426-ФЗ работодателю стало выгоднее улучшить условия труда для своих работников, если это возможно, чем расходовать денежные средства на выплату компенсаций и обеспечение других льгот в связи с вредностью производства.

Что делать с результатами проведения СОУТ

Процесс оформления результатов СОУТ регламентируется законодательными актами

Реализация СОУТ осуществляется лицензированной в этой области организацией совместно с работодателем. Эксперты по специальной оценке должны иметь сертификаты на осуществление своей деятельности. Порядок осуществления СОУТ регламентирован нормативами отечественного Министерства труда и социальной защиты.

При проведении проверки эксперты составляют перечни потенциально вредных (опасных) факторов на данном производстве и оцениваемых рабочих местах. Оценка осуществляется совокупным мнением всех экспертов комиссии. Результаты проведения оценки фиксируется в специальном акте.

При отсутствии вредных (опасных) факторов или не превышении их значений по сравнению с установленными гигиеническими нормами условия труда признаются комиссией оптимальными или допустимыми. Измерение вредных факторов при этом проводить не требуется.

В государственную инспекцию по охране труда региона, в котором действует проверяемая организация или предприятие, работодатель подает декларацию, подтверждающую соответствие условий, предоставляемых трудящимся, государственным нормативам ОТ.

Минтруда и соцзащиты РФ утверждает вид и процедуру подачи такой декларации. Работодателю предоставлена возможность подачи документа с помощью электронных каналов связи, письмом по почте с вложенной описью и прилагающимся уведомлением о вручении или при личном посещении.

Если в процедуре оценки участвовал инспектор из профсоюза, при подаче декларации в органы госинспекции предоставляется заверенная печатью проверяемой организации или предприятии копия коллективного договора.
При выявлении в процессе оценки действующих опасных (вредных) факторов производства эксперты комиссии принимают решение о проведении их исследования и измерения экспертами или с привлечением испытательной лаборатории.

Минимальная частота проведения СОУТ – единожды в пятилетку. Срок начинают отсчитывать со дня, когда был утвержден отчет о проведении СОУТ. Действие поданной Декларации по итогам специальной оценки также имеет определенный срок продолжительностью в пять лет.

Если за это время не было зафиксировано ни одного несчастного случая на аттестованном рабочем месте, действие Декларации переносится на еще одну пятилетку. Дополнительные процедуры оценки назначаются в случае несчастных происшествий на аттестованных рабочих местах по вине работодателя или в связи с условиями труда. Декларация при этом теряет свою актуальность.

Работодатель обязан ознакомить своих работников с данными отчета о проведении СОУТ в срок, не превышающий 30 календарных дней.

Таким образом, работа в ненормальных условиях под влиянием вредных внешних факторов должна компенсироваться работодателем в денежном выражении и других льготах. Степень вредности окружающей среды на производстве оценивается на основании специальной оценки работодателем и комиссией из организации, лицензированной в области ОТ.

По итогам СОУТ назначается решение о возможности установлении дополнительных выплат и льгот. Невыполнение заявленных обязательств в части выплаты компенсаций перед сотрудниками влечет наложение административных штрафов, а в некоторых случаях и уголовной ответственности, если бездействие повлекло за собой ущерб здоровью или жизни работника.

Весь процесс регламентируется законодательными актами: Трудовым Кодексом, законами о специальной оценке и страховании на производстве и рядом других государственных норм.

О вредных условиях труда подробнее в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Мар 11, 2018Контент Менеджер

Любой свой вопрос вы можете задать ниже

posobie.help

Работодатели часто сталкиваются с проблемой определения срока, в течение которого после проведения специальной оценки условий труда необходимо заключить дополнительные соглашения с работниками и отразить компенсации и льготы по итогам СОУТ.

Например, Отчет о проведении комиссии утвержден председателем 23.07.2018 года, означает ли это, что компенсационные выплаты должны начаться с 23 июля и дополнительные соглашения датируются 23 июля 2018 или у работодателя есть какое-то время для подготовки?

Согласно статье 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлена обязанность работодателя в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета организовать ознакомление работников с результатами проведения СОУТ, в течение 3 рабочих дней

уведомить организацию, проводившую СОУТ об утверждении отчета о проведении СОУТ и  не позднее 30 календарных дней разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Поскольку изначально условия трудового договора с работником были иными, изменить условия трудового договора с работником можно либо по соглашению сторон на основании статьи 72 Трудового кодекса РФ, либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Статьей 72 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Если стороны трудового договора достигли соглашения об изменении условий трудового договора в части, касающейся условий труда на рабочем месте и о компенсациях за работу с вредными условиями труда, то соответствующие изменения могут быть внесены в трудовой договор на основании статьи 72 Трудового кодекса РФ. Данные изменения должны быть оформлены соглашением в письменной форме.

Если работник не согласен на изменение условий, в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. В рассматриваемом случае изменяются условия труда работника, которые должны быть указаны в его трудовом договоре, так как они являются обязательными.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, вы обязаны уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то вы обязаны в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у Вас работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При этом вы обязаны предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у вас в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях вы обязаны, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Что касается срока, в течение которого работодатель обязан дополнить трудовой договор недостающими условиями труда, то на законодательном уровне этот вопрос не урегулирован.

Но так как результаты специальной оценки  условий труда применяются  с даты утверждения отчета и, в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан организовать ознакомление   работников  с результатами СОУТ в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ, то, логичнее всего предположить, что и дополнительное соглашение должно быть заключено в ближайшее время.

Таким образом, если работники согласны на заключение дополнительного соглашения, то вы дополнительное соглашение заключаете в ближайшую дату. Если нет – (например, при ухудшении положения работников) необходимо уведомить работников за два месяца с даты утверждения отчета.

При этом в самом соглашении к договору указывается дата, с которой предоставляются льготы, и эта дата – дата утверждения результатов специальной оценки условий труда. То есть дата подписания соглашения может быть, например, от 1 августа, а в самом соглашении дата, с которой устанавливаются такие условия и предоставляются льготы – 23.07.2018.

PrimTrud.ru
Переход к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ), осуществляемой на базе Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), а также принципиальные нова­ции, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации в связи с принятием Феде­рального закона «О специальной оценке ус­ловий труда”» (далее – Закон № 421-ФЗ) в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пен­сионном страховании в Российской Федера­ции» и другие законодательные акты, оз­начают окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компен­саций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатное пита­ние, дополнительные выплаты, досрочный выход на пенсию) и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.

Установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает отход от административно-распределительной «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.

Олег КОСЫРЕВ,

Президент Межрегиональной Ассоциации 
содействия обеспечению безопасных 
условий труда «ЭТАЛОН»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:  

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые от­ношения с работодателями – физически­ми лицами, не являющимися индивиду­альными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

СОУТ является комплексом последова­тельно выполняемых мероприятий по иден­тификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (да­лее – Классификатор) и оценке их воздей­ствия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами соглас­но Методике проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены при­казом Минтруда России от 24.01.2014 г. № ЗЗн.
 
Если вредные и опасные факторы не вы­явлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.
 
Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:  

  • работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными услови¬ями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

                              
 

В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспот­ребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее – Р 2.2.2006-05), на основе которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оцен­ка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержа­лась в Р 2.2.2006-05 – документе, который по своему юридическому статусу носил реко­мендательный (необязательный) характер.

 
Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и их соот­ветствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или от­сутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 За­кона № 426-ФЗ позволяет снижать его в слу­чае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о сниже­нии класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну сте­пень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территори­альным органом Роспотребнадзора.
 
Следует обратить внимание на ст. 5 За­кона № 426-ФЗ, в которой перечислены пра­ва и обязанности работника в связи с осу­ществлением СОУТ. Так, работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться с вопросами, предложения­ми, высказывать свое мнение работода­телю (или его представителю), эксперту организации, проводящей СОУТ.

 
Работник обязан ознакомиться (под под­пись) с результатами проведенной на его ра­бочем месте СОУТ. Однако подпись не озна­чает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориаль­ный орган Роструда или иска в суд.
 

С 1 января 2014 г. изменился механизм обосно­вания и назначения компенсаций категориям работников, включенным:
 

  • в Список производств, цехов, профессий и долж­ностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановле­нием Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22);
  • Списки производств, работ, профессий, должно­стей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10);
  • Списки производств, работ, профессий и долж­ностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. по­становлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);
  • иные списки «льготников», предоставляющие право получения компенсаций в связи с вредны­ми и (или) опасными условиями труда.

Суть нововведений заключается в том, что нали­чие вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте конкретного работника-«списочника» теперь должно быть подтвержено в ходе СОУТ.
 

Важная законодательная новация  класс условий труда в ходе СОУТ устанавливается с учетом эффективности применяемых работ­ником средств индивидуальной защиты. Оцен­ка эффективности последних и их соответствия классу условий труда на конкретном рабочем месте предполагает учет комплекса параметров, в т. ч. технических характеристик средств индиви­дуальной защиты, соблюдения сроков их носки, правил хранения, применения и т.п.

                         

РАБОТОДАТЕЛЮ СТАНЕТ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА

 
Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ резуль­таты СОУТ имеют широкую сферу примене­ния. Выделим наиболее важные направления:
 

  • установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом клас­са (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное стра­хование от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболева­ний;
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • оценка уровней профессиональных ри­сков;
  • решение вопроса о связи возникших за­болеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных за­болеваний;
  • обеспечение работников СИЗ, оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организация обязательных предвари­тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • обоснование финансирования меро­приятий по улучшению условий и охра­ны труда, в т.ч. за счет средств ФСС России.

В таблице 1 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работода­телю по результатам СОУТ. При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований госу­дарственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральны­ми законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от не­счастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсион­ный фонд Российской Федерации, Фонд со­циального страхования Российской Федера­ции, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представи­телями указанных государственных структур.  

Таблица 1. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ
 

 

Результаты специальной оценки условий труда
 

 
Расходы внутри организации
 

Выплаты в государственные
внебюджетные фонды
 

 

Дополнительный отпуск (ст. 117 ТК РФ)

 

 

Доплаты (ст. 147 ТК РФ)

 
Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
 

Сокращенная
рабочая неделя
(ст. 92 ТК РФ)

 

 

Молоко и лечебно-профилактическое
питание
(ст. 222 ТК РФ)

 

 

Медосмотры (ст. 213 ТК РФ)

 

 

Обеспечение СИЗ (ст. 221 ТК РФ)

 
Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда
(ч.2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ)
 

 
Как известно, необходимость разработ­ки Закона № 426-ФЗ возникла после допол­нения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязан­ность работодателя уплачивать в ПФР стра­ховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на рабо­тах с тяжелыми и (или) вредными условия­ми труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по резуль­татам СОУТ, проводимой в порядке, уста­навливаемом отдельным федеральным за­коном.
 
С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополни­тельные страховые тарифы дифференцирова­ны в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (табл. 2).

Таблица 2. Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР в зависимости от класса условий труда на рабочих местах

Класс
условий
труда
 

Подкласс условий
труда
Дополнительный
тариф страхового взноса

Опасные  

4 8%
Вредные 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%

Допустимые  

2 0%

Оптимальные  

1 0%

Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опас­ные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест – тем выше сумма дополни­тельных отчислений. 
 
По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ (компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15% от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.

 
Другие компенсации работникам, за­нятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращен­ная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам усло­вий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улуч­шение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.
 

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ

 
До тех пор пока на рабочем месте не про­ведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вред­ных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств. Это касается также работни­ков, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.
 
Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден­ных результатами СОУТ, гарантии и ком­пенсации работникам не устанавливают­ся. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не использу­ются.
 
Новый порядок их установления на осно­ве результатов СОУТ представлен в табл. 3.
 
Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в раз­мере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем за­нятым во вредных и (или) опасных усло­виях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) опреде­ляется работодателем с учетом мнения пред­ставительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.
 

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию – ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.

 

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше – его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

 
Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3.3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).
 
Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачивае­мого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и ины­ми особыми условиями труда» Д, по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.
 
Добавлены принципиальные новации – возможность монетизации части дополни­тельного отпуска (превышающей семиднев­ный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования про­должительности смен при сокращенной ра­бочей неделе. Прежде такой практики не существовало.
 
Следует подчеркнуть, что ТК РФ допу­скает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работни­кам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:

  • имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдель­ного соглашения к трудовому договору;
  • порядок и условия корректировки, раз­меры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглаше­нии, участником которого является ор­ганизация;
  • в коллективном договоре (на уровне ор­ганизации) закреплены согласованные работодателем и представительным ор­ганом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в орга­низации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

ДОСРОЧНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ

 
В отношении прав работника на досроч­ную пенсию, как и с другими компенсациями «за вредность», применяется единый подход: пока на рабочем месте не проведена СОУТ в соответствии с Законом № 426-ФЗ, все льго­ты, гарантии и компенсации в отношении тех рабочих мест, для которых они были установ­лены ранее, сохраняются.
 
Обязанность по финансированию до­срочных трудовых пенсий, назначаемых тем, кто выработал определенный стаж во вред­ных и (или) опасных условиях труда, возла­гается на работодателей, имеющих соответ­ствующие рабочие места. Поэтому учет льготного пенсионного стажа увязан с упла­той работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.
 
 

Важно иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ лицам, которые заняты или впредь будут устраиваться на рабочие места, по состоянию на 1 января 2014 г. дававшие право на досрочную пенсию (в т. ч. на рабочие места; условия труда на которых по результатам АРМ, проведенной в со­ответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми), «льготный пенси­онный стаж» будет засчитываться при условии уплаты работодателем страховых взносов по  дополнительным тарифам до осуществления на данных рабочих местах СОУТ.

 
В соответствии с новой (действующей с 1 января 2014 г.) редакцией п. 3 ст. 27 Феде­рального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2013 г. тем категориям работников, которые согласно подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ранее имели право на государственную досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, стаж, дающий на нее право, будет засчитываться при наличии следующих условий:
 

  • работодатель платит в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ (на что уже указывалось выше);
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.

 
Если по итогам СОУТ будет установлен класс условий труда, не дающий право на до¬срочную пенсию (не соответствует определениям, содержащимся в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), то исчисление «вредного» стажа замораживается. Его исчисление может быть продолжено даже спустя годы в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда. Предполагается, что при частичном специальном стаже досрочная трудовая пенсия по старости будет назначаться пропорционально исходя из его продолжительности.
 
В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон №75-ФЗ) внесены до¬полнения. В частности, даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досроч¬ному негосударственному пенсионному обеспечению».
 
Согласно ст. 3 Закона № 75-ФЗ досрочное негосударственное пенсионное обеспечение – это вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона №173-ФЗ, в связи с занятостью на определенных подп. 1-18 п. 1 ст. 27 названного Закона работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам СОУТ признаны вредными и (или) опасными.
 
В настоящее время на общественное обсуждение вынесены проекты постановления Правительства РФ «Об утверждении Типовых пенсионных программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и приказа Минтруда России «Об утверждении Типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения». Планируется, что с 1 января 2015 г. лицам, указанным в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости работодатель сможет предлагать переход (вступление) в негосударственную систему досрочного пенсионного обеспечения. Разумеется, такой переход может быть осуществлен только с письменного согласия работника и при соблюдении требований законодательства.
 
 

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а размеры – снижены при условии сохранения соответствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.

Таблица 3. Условия предоставления компенсаций работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда

Норма ТК РФ Новая редакция  
Основание для коррек­тировки компенсаций
 
 
Возможность корректировки компенсаций

 
Статья 92  
Продолжительность рабочего времени по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.3 и выше),
– не более 36 ч в неделю.
 

Отраслевые
(межотрас­левые) соглашения и коллективные
догово­ры,
а также письменное согласие работника.  

 
Продолжительность рабочего
времени может быть увеличена
до 40 ч в неделю с выплатой
денежной компенсации
 
Статья 94
 
Максимально допустимая
продолжитель­ность ежедневной
работы (смены)
не может превышать:
– при 36-часовой рабочей
неделе – 8 ч;
– при 30-часовой рабочей неделе
и менее – 6 ч.
   
Максимально допусти мая продол­жительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена:
– при 36-часовой рабочей
неделе – до 12 ч;
– при 30-часовой рабочей
неделе и менее – до 8 ч.
 
 
Статья 117  
Продолжительность ежегодного дополнитель­ного оплачиваемого
отпуска по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда
(класс 3.2 и выше), – не менее
7 календарных дней.
.
 
   
Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышаю­щая семь дней, может быть заменена денежной компенсацией
Статья 147  
Размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными
условиями труда (класс 3.1) –
не менее 4%.
 
   

 
По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», при увеличении рабочей смены с 36 до 40 ч работник в течение одного года получает компенсацию, превышающую месячный оклад. С учетом монети­зации части дополнительного отпуска ее годовой размер увеличивается до двух дополнительных месячных окладов. Представляется, что многие работники предпочтут монетизацию компенсаций.

Источник: «Справочник специалиста по охране труда», № 4, 2014.

www.kiout.ru

Похожие статьи