Закон для васЛьготыЛьгота по ндс ст 149 нк рф 2 млн руб

Льгота по ндс ст 149 нк рф 2 млн руб

Нет времени читать? Сохрани

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» предусматривает специальную статью, благодаря которой налогоплательщики имеют возможность использовать в своей хозяйственной деятельности ряд льгот. Это статья 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

«1. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;

протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно — эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно — эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся:

услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;

услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

услуги патологоанатомические;

услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям;

Положения настоящего подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

8) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);

9) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;

10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

11) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств.

К коллекционным монетам из драгоценных металлов относятся:

монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;

монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств).

12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы);

13) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;

14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

15) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ);

16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально — экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе:

работ по строительству объектов социально — культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры;

работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления;

17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами);

18) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли;

19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;

удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги). В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров (работ, услуг);

20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально — зрелищных, культурно — просветительных и зрелищно — развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;

реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально — зрелищных, культурно — просветительных и зрелищно — развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

21) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

23) работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка;

24) услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи.

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:           общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;

учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором настоящего подпункта общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно — оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям — инвалидам и их родителям;

лечебно — производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков — корреспондентов, по их банковским счетам;

кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

купля — продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли — продажи иностранной валюты);

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выдача банковских гарантий, а также осуществление банками следующих операций:

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент — банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

4) операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

5) осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;

6) реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

В целях настоящей статьи операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает: страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);

проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;

страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

средства, полученные страховщиком в порядке суброгации, от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;

8) проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса;

9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков);

10) реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности;

11) внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно — исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

12) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров;

13) реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно — зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий;

14) оказание услуг адвокатами, а также оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;

15) оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме;

16) выполнение научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;

17) утратил силу.

18) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;

19) проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров;

20) реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы;

21) утратил силу.

22) реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;

23) передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.

4. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

5. Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

6. Перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. При изменении редакции пунктов 1 — 3 настоящей статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты».

Фактически все льготы, которые устанавливаются данной статьей, можно разделить на три группы:

1.   льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);

2.   льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков;

3.   льготы, предоставляемые при осуществлении отдельных операций.

Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров:

¨   реализация почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов;

¨   реализация лотерейных билетов;

¨   реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

¨   реализация некоторых медицинских товаров;

¨   реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных);

¨   услуги по гарантийному ремонту товаров в период гарантийного срока эксплуатации;

¨   ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, а также культовых зданий и сооружений;

¨   научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств;

¨   реализация драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов, лома и отходов драгоценных металлов;

¨   реализация ценных бумаг и инструментов срочных сделок;

¨   производство продуктов питания для учебных и медицинских учреждений, детских дошкольных учреждений;

¨   медицинские услуги;

¨   услуги по перевозке пассажиров;

¨   проведение работ по тушению лесных пожаров;

¨   услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации;

¨   работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также лоцманская проводка;

¨   услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения организациями физкультуры и спорта спортивно-зрелищных мероприятий.

Льготы, предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков:

·   услуги в сфере образования;

·   реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли;

·   услуги учреждений культуры и искусства, реализация входных билетов организациями физкультуры и спорта;

·   работы организаций кинематографии по производству кинопродукции;

·   реализация товаров общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;

·   реализация товаров лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

·   услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, оформленные путевками или курсовками;

·   реализация продукции сельскохозяйственными производителями;

·   архивные услуги;

·   ритуальные услуги;

·   банковские операции;

·   услуги по страхованию;

·   услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;

·   проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;

·   услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях;

·   проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;

·   реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы;

·   услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты;

·   услуги аптечных учреждений по изготовлению лекарственных средств, изготовлению и ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;

·   оказание услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями адвокатов членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;

·   услуги, за которые уполномоченными органами взимается государственная пошлина;

·   передача товаров для собственных нужд организациями уголовно-исполнительной системы.

Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций:

§   услуги по предоставлению в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам или организациям, имеющим аккредитацию в России;

§   услуги по предоставлению займа в денежной форме;

§   реализация долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах;

§   работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;

§   передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;

§   реализация товаров в рамках оказания безвозмездной помощи;

§   предоставление в пользование жилых помещений.

Возможность применения налоговых льгот налогоплательщиком, претендующим на ту или иную льготу по НДС, зависит от соблюдения им ряда условий пользования льготами, установленных НК РФ. Предусмотренные НК РФ условия пользования льготами условно можно разделить на общие условия применения налоговых льгот, то есть условия, распространяемые на всех без исключения соискателей льгот, и специальные, установленные в зависимости от конкретной льготы по налогу на добавленную стоимость.

Согласно положениям части второй НК РФ, общие условия применения налоговых льгот по НДС следующие:

Общими условиями применения льгот являются:

·   ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и не подлежащих налогообложению. Таково требование пункта 4 статьи 149 НК РФ;

·   наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое требование выдвигает пункт 6 статьи 149 НК РФ.

Иногда возникают ситуации, когда при налоговой проверке выявляются факты неправомерного использования льгот. У налогоплательщика возникает вопрос, каковы последствия неправомерного использования льготы. Необходимо отметить, что специальной ответственности по этому поводу НК РФ не устанавливает.

Однако если налоговый орган при проверке выяснит, что налогоплательщик применил льготу не имея на нее права, а это соответственно привело к занижению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, то в этом случае налоговый орган наложит штраф на налогоплательщика в размере 20% от неуплаченной суммы налога, в соответствии со статьей 122 НК РФ:

«1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

2. Утратил силу.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога».

Внимание!

Даже при условии того, что налогоплательщик имеет право на льготу, налоговое законодательство не освобождает такого налогоплательщика от следующих обязанностей:

·   при осуществлении «льготных» операций налогоплательщик обязан покупателям выставлять счета-фактуры. При этом счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога, на счете-фактуре ставится штамп «Без налога (НДС)»;

·   налогоплательщик обязан вести книги покупок и продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур.

В том случае, если налогоплательщик, осуществляя льготируемую операцию, выставил счет-фактуру и указал в ней сумму налога (такие ситуации на практике встречаются достаточно часто), по данному счету-фактуре налогоплательщик будет обязан заплатить НДС в бюджет. Данное требование закреплено в пункте 5 статьи 173 НК РФ:

«5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг)».

Поэтому хочется дать налогоплательщикам один совет:

В том случае, если покупатель отказывается у вас приобретать товары (работы, услуги) по счету-фактуре, не содержащему НДС, не нарушайте налоговое законодательство, оформите документы надлежащим образом. В противном случае, пострадаете «дважды»: придется уплатить начисленный НДС, кроме того «входной» НДС по такой операции возместить не удастся, а учесть «входной» налог в стоимости материально-производственных запасов будет рискованно, так как статья 170 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, когда НДС учитывается в стоимости и перестает действовать термин «освобожденных от налогообложения» (неоднозначно):

«Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса».

В общеустановленном порядке налогоплательщик обязан сдавать в налоговую инспекцию декларации по НДС. Декларация сдается даже при условии осуществления исключительно «льготных» операций. Подавая декларацию по налогу в налоговый орган, налогоплательщик обязан все «льготные» операции отражать в разделе 5 «Операции, не подлежащие налогообложению». Налогоплательщик должен четко осознавать, что, осуществляя льготируемые операции, он все равно является налогоплательщиком, то есть объекты налогообложения у него присутствуют.

Причем не забывайте, каждой льготируемой операции присвоен свой определенный код, который также отражается в декларации по НДС.

Эти коды приведены в приложении 3 к Инструкции по заполнению деклараций по НДС, утвержденной Приказом МНС Российской Федерации от 21 января 2002 года №БГ-3-03/25 «Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость».

На практике нередки случаи, когда налогоплательщику невыгодно применять льготу. Как в данном случае поступать, имеет ли право «льготник» отказаться?

НК РФ предусмотрена возможность отказа от льготы. Однако чтобы использовать возможность отказа от льготы, налогоплательщик обязан соблюдать следующие условия:

1. Перечень операций, по которым налогоплательщик может отказаться от льготы, закрытый. Данные операции перечислены в пункте 3 статьи 149 НК РФ:

¨   реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы;

¨   реализация товаров общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;

¨   банковские операции;

¨   реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

¨   услуги по страхованию;

¨   услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;

¨   проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;

¨   реализация драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов;

¨   передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;

¨   оказание услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями адвокатов членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;

¨   услуги по предоставлению займа в денежной форме;

¨   научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств;

¨   услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, оформленные путевками или курсовками;

¨   реализация продукции сельскохозяйственными производителями;

¨   реализация входных билетов организациями физкультуры и спорта;

¨   проведение работ по тушению лесных пожаров;

¨   внутрисистемная реализация в организациях уголовно-исполнительной системы.

Таким образом применить отказ от льготы налогоплательщик имеет право только по вышеперечисленным операциям.

Отказаться от использования других льгот налогоплательщик не имеет права.

Второе условие, которое должен выполнить налогоплательщик.

2. Отказаться от льготы можно только по всем осуществляемым «льготным» операциям. Частичный отказ в зависимости от категории покупателей не допускается.

3. Третье условие, заключается в том, что отказаться от использования льготы налогоплательщик имеет право на срок не менее одного года.

Чтобы осуществить отказ от льготы, налогоплательщик должен в налоговый орган предоставить письменное заявление (в произвольной форме). Сделать это нужно до 1-го числа того налогового периода, с которого налогоплательщик хочет отказаться от использования льготы.

Налогоплательщику необходимо обратить внимание и на пункт 8 статьи 149 НК РФ, который устанавливает порядок определения налоговой базы по налогу в тех случаях, когда на законодательном уровне либо вводятся новые льготы, либо отменяются действующие. В таких ситуациях налогоплательщики должны применять тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Пример 1.

Предположим, что законом установлена новая льгота на товар. Если на момент отгрузки данного товара новая льгота еще не действовала, то даже при условии того, что деньги за данный товар данная организация получит в период действия льготы, НДС придется заплатить в бюджет.

Здесь особых сложностей не возникает. Сложнее выглядит ситуация, когда покупатель за товар перечислил авансовый платеж с учетом налога, а до того момента, как товар был отгружен, закон установил новую льготу. Тогда, соответственно на дату отгрузки, новая льгота уже будет действовать, при этом фирма-продавец должна либо вернуть сумму налога покупателю либо изменением к договору пересмотреть ценовую структуру (цена та же, но без НДС). Поставить к вычету НДС с аванса можно пропорционально суммам отгрузки и возврата сумм, а не в момент «возврата суммы налога».

Окончание примера.

Теперь, рассмотрим ситуацию, когда законодательно отменяется льгота.

Пример 2.

Предположим, что товар был оплачен авансовым платежом, а отгружен после отмены льготы.

В такой ситуации фирме-продавцу придется уплатить НДС с данной реализации.

Продавец должен выставить счет-фактуру уже с учетом налога, либо увеличив тем самым задолженность покупателя и потребовав доплатить сумму налога (что противоречит ГК РФ), либо пересмотрев структуру цены реализации и не меняя суммы включить в нее НДС.

Окончание примера.

Налогоплательщикам НДС стоит обратить внимание на тот факт, что Федеральным законом от 20 августа 2004 года №109-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в статью 149 НК РФ добавлены две новые льготы. Речь идет о подпунктах 22 и 23 пункта 3 указанной статьи. Данные льготы включены в текст налогового законодательства с целью создания условий для формирования в Российской Федерации рынка доступного жилья.

Таким образом, с 1 января 2005 года освобождаются от налогообложения операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (подпункт 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Это помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно статье 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

ü   жилой дом либо его часть;

ü   квартира либо ее часть;

ü   комната.

В указанной статье приведены понятия, что признается жилым домом, квартирой и комнатой:

«2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире».

Поэтому, к реализации указанных помещений с 1 января 2005 года применяется льгота, установленная подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Причем данная льгота распространяется только на операции по их купле-продаже, к строительно-монтажным работам при возведении этих жилых объектов данная льгота отношения не имеет.

Иначе говоря, льгота на этапе передачи законченного строительством жилищного объекта от подрядчика к заказчику-застройщику и от заказчика-застройщика к инвестору не применяется. Они работают с НДС и передают эти объекты инвестору с учетом налога. А вот при дальнейшей реализации этого жилья инвестор осуществляет льготную операцию, причем сумма «входного» налога, полученного им от заказчика-застройщика, должна быть учтена им в стоимости реализуемых жилых помещений на основании пункта 2 статьи 170 НК РФ.

Логическим «продолжением» данной льготы является предоставление освобождения на передачу доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир (подпункт 23 пункта 3 статьи 149 НК РФ). Статьями 289 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено:

«Статья 289. Квартира как объект права собственности

Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).

Статья 290. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме

1. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

2. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру».

Данная льгота введена с целью предотвращения конфликтных ситуаций и налоговых споров. Отсутствие льготы при передаче доли в праве на общее имущество, фактически означало бы, что налогоплательщик должен был бы рассчитать данную долю и при ее передаче начислить сумму налога.

Статья 149 НК РФ устанавливает ряд льгот и для инвалидов. В частности, освобождаются от налогообложения обороты по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

— общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;

— организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 года №884 «Об утверждении товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)» утвержден перечень товаров, не освобождаемых от НДС:

¨   Шины для автомобилей;

¨   Охотничьи ружья;

¨   Яхты, катера (кроме специального назначения);

¨   Продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов);

¨   Драгоценные камни и драгоценные металлы;

¨   Меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);

¨   Высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;

¨   Икра осетровых и лососевых рыб;

¨   Готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.

Также, согласно статье 149 НК РФ, освобождены от налогообложения операции по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила регистрации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства».

Более подробно с вопросами, касающимися льгот, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Льготы для юридических лиц».

Автор статьи консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Абрамова Э.В.

Тел./факс (095 ) 937- 34 -51 (многоканальный) E-mail: aev@interkom.omsktele.com  сайт www.rosec.ru
ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Тел./Fax: (095) 937-3451 (многоканальный) Internet: www.rosec.ru

www.audit-it.ru

Налогом на добавленную стоимость облагается большинство предприятий, поэтому их руководителей и владельцев часто интересует освобождение от НДС.

Это возможно при присутствии определенных условий. НДС является налогом косвенного вида, представляющим собой форму оплаты в государственный бюджет определенной части средств от стоимости товаров (услуг, работ) по мере их реализации.

Что нужно знать

Ст. 149 НК РФ – это целый справочник, который рассматривает ситуации, где уплата НДС не требуется. Она содержит правила и условия, соблюдая которые налогоплательщик имеет возможность освободить себя от уплаты налогов.

Освобождение от уплаты НДС – это понятие, которое включает в себя несколько причин не уплачивать налог:

Быть освобожденным по ст. 145 НК РФ От обязательств налогообложения
Разрешение по ст. 149 НК РФ Освободить от НДС в определенной деятельности

Налог применяется к цене товара, что происходит в большинстве организаций. Поэтому собственники бизнеса ищут возможность освободить себя от НДС и это возможно, учитывая некоторые условия.

Налоги – средства, которые идут в государственный бюджет, являются частью стоимости продукта/услуги.

НДС входит в стоимость покупаемого товара, в счете-фактуре и платежных квитанциях прописано в виде «в том числе НДС».

Налоговый тариф в 2018 году – фиксированная цифра в размере 18%. Оплачивают его не реализаторы, а покупатели товаров, в связи с этим налог является косвенным.

Налогоплательщиками считаются:

  1. Торговые предприятия, промышленно-хозяйственные учреждения, которые занимаются финансированием и страхованием.
  2. Бизнесмены, которые имеют множество схем по освобождению от уплаты налогов.
  3. Налогоплательщики, которые занимаются экспортом.
  4. Иностранные бизнесмены, ведущие деятельность в Российской Федерации.

Кто освобожден от уплаты

Рассмотрим, кто освобожден от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ. Разрешается освободить от налогообложения в определенной деятельности.

Данная статья содержит целый список таких ситуаций, например:

  • сдача в аренду частной собственности иностранцам на территории Российской Федерации;
  • сбыт некоторых отечественных и импортных медицинских изделий;
  • услуги, связанные с банковской сферой:
  1. Обслуживание карт.
  2. Внутренние банковские операции, кроме инкассации.
  3. Банковские манипуляции, которые подлежат законодательству РФ.
  4. Страхование, страховые выплаты.
  • государственные услуги:
  1. Социальный пакет престарелым и людям с особенными потребностями.
  2. Медицинский сервис по оздоровлению и профилактике населения.
  3. Служба неотложной помощи, которая включает все виды медицинских услуг(в том числе донорство).
  4. Обеспечение дошкольного образования и внеклассных часов (кружки секции).
  5. Питание в медицинских комплексах и образовательных учреждениях.
  6. Санитарно-курортные развлекательные центры по реабилитации и профилактики здоровья.
  • деятельность с объектами культурного наследия Российской Федерации, которые входят в Государственный реестр;
  • строительство центров самоподготовки, обучающих комплексов, специальных зданий для подготовки военнообязанных, офицеров в отставке и их семей;
  • строительство жилищных структур и реформация зданий, реализация социальных программ;
  • ремонтное и техническое обслуживание медицинского оборудования, которое имеет гарантию;
  • противопожарная система в лесах и лесных насаждениях;
  • услуги ритуального характера;
  • работа с кинематографом, художественные постановки;
  • деятельность, связанная с речными портами по обслуживанию воздушно-морских судов;
  • пассажиро-перевозки на речном, железнодорожном, городском транспорте;
  • коллекции марок, драгоценных монет, которые есть платежными средствами и собственностью государства;
  • научные исследования и лабораторные работы за счет денежных средств государства;
  • внедрение инноваций, а также синтез химических и технологических операций с трудовой деятельностью с целью получения новых технологий, процессов;
  • осуществление ремонтных работ в высотках – многоквартирных домах;
  • услуги коммунального характера;
  • бескорыстное размещение и производство социальной рекламы в рамках закона Российской федерации;
  • получение и передача прав на имущество в виде инвестиций в договор;
  • выращивание и содержание крупного скота согласно списку Всероссийского классификатора товарной продукции, который утвержден властью РФ.

Положение данного подпункта вступает в силу, когда плательщик налогов может предоставить племенное свидетельство, соответствующее законам РФ.

Услуги и процессы не подвергаются налогообложению, если налогоплательщик имеет лицензионное разрешение на осуществление деятельности, предусмотренных законодательством РФ.

Освобождение от НДС не есть допустимым, если деятельность совершается в интересах третьего лица, путем составления документов о поручительстве, и то, что не предусматривает налоговый кодекс страны.

Какие документы нужно предоставить

В законодательстве Российской федерации прописаны случаи, когда предпринимателем и организацией не уплачиваются налоги в государственную казну.

Процесс освобождения от налогообложения имеет чисто информативный характер, то есть не нужно ожидать согласия с налоговой службы, пока оно примет положительное решение.

Задача состоит в том, чтобы написать заявление, заполнив стандартный бланк. Заявление действует с даты его создания – заявитель считается свободным от НДС.

Налогоплательщиком в кратчайшие сроки должна быть предоставлена декларация о налогах. Каждый чек и квитанция сохраняется и заносится в книгу, при этом ведется учет льгот.

Согласно законодательству нужно придерживаться поставленных условий, в другом случае налоговая пересмотрит разрешение на освобождение от НДС, и работодатель заплатит должный налог за весь срок освобождения.

Нарушением условий считается, например, выручка в крупном размере и продажа подакцизной продукции.

В случае, если бюджет фирмы составляет более 2миллионов руб. за 3 месяца подряд – освобождение от налогообложения прекращает свое действие.

Специального оформления заявление на освобождение не требует, главное идти строго по подпунктам ст. 149 НК.

При получении организацией необходимого дохода в 2 млн. руб., можно обратиться с уведомлением в сроки с 1-го по 20-е число ежемесячно. Образец уведомления на освобождение от НДС можно скачать здесь.

Список документов таков:

  1. Выписка по балансам.
  2. Выписка из книги, где ведется учет торговли.
  3. Книга фиксированных счет-фактур.
  4. Физическое лицо предоставляет журнал расходов и доходов.

В случае разбирательств и запроса налоговой документации о праве на льготы, предприниматель обязан держать при себе пакет необходимых бумаг.

Эти же документы учреждение или спецслужба по бухгалтерским делам подает в налоговую службу с целью продлить период освобождения от налогов.

Ежегодно нужно продлевать освобождение от НДС, либо же отказаться, если в нем нет необходимости. Процесс продления/отказа имеет свои нюансы:

  1. Написать заявление.
  2. Успеть подать заявление до 20-го числа нового года, после предыдущего, в котором вышли сроки освобождения.
  3. В ИНФС предоставить форму 2 и выписку из книги регистрированных счет-фактур.

Итак, сдача отчетности должна быть под регулярным контролем организации, все действия которой направляются непосредственно на освобождение ее от НДС.

Налог будет начисляться в автоматическом режиме, если не соблюдать условий по продлению освобождения.

Достоинства и недостатки

Каждый работодатель – плательщик налогов лично принимает решение о пользовании правом ст. 149 НК. Поэтому стоит учесть все «за» и «против» этого права.

Преимущества освобождения от налогообложения:

  1. Стоимость товара ниже установленной.
  2. Нет необходимости начислять НДС на продукцию и внедрять его в бюджет.
  3. Себестоимость остается прежней – НДС входит в изначальную цену.
  4. Ведется общий учет по розничным и оптовым продажам (экономия времени на учет и заполнение документации).
  5. Не требуется каждый квартал заполнять отчет по НДС.
  6. Возможность не предоставлять счет-фактуры на отгрузку.

Недостатки освобождения от налогообложения:

  1. Не прибыльность в бизнесе — партнерство может не состояться по причине того, что крупные организации работают с НДС, без налогов сотрудничество не выгодно.
  2. Средства по заключенным сделкам до оформления освобождения нужно вернуть в государственную казну.
  3. Ежегодно требуется продлевать освобождение во избежание штрафных санкций, если отчетность по НДС отсутствует, что предусмотрено налоговой.
  4. Средства по восстановлению налогов не учитываются в расходах.
  5. За несоблюдение условий необходимо уплатить НДС, а также взымаются штрафы, насчитывается пеня.
  6. Обязательное формирование счет-фактуры с надписью «без НДС».

Таким образом, освобождение от налогообложения по ст. 149 НК РФ выгодно использовать для организаций со средним размером вырученного дохода.

За счет льгот значительно увеличивается доходность фирм. Для оформления нужен пакет документов, которые подтвердят право на освобождение. Также существует ряд операций (предусмотренных НК), когда НДС не считается.

Видео: важные аспекты

Такие операции находятся в закрытом списке в статье 149, обращаться в налоговую службу и получить право на освобождение нет необходимости, достаточно того, что данные операции прописаны и входят в ст.149 НК РФ.

По правилам статьи 149 НК РФ налогоплательщик освобождается от НДС. Данные правила используются для предприятий, которые имеют небольшую выручку.

Льгота разрешает снизить налоги и повысить доход. Все, что нужно для оформления известить ИФНС и иметь в наличии документы, которые подтверждают основания для освобождения.

zanalogami.ru

Статья 149 НК РФ – льготы или не льготы?

А.М. Рабинович, главный методолог ЗАО «ЭНЕРДЖИ КОНСАЛТИНГ/Аудит», 
канд. ист. Наук

Практическое значение этот вопрос имеет, прежде всего, для организаций, совершающих необлагаемые НДС (освобождаемые от налогообложения) операции в соответствии со статьей 149 НК РФ. Проводя камеральные или выездные налоговые проверки, налоговые органы в соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК РФ, требуют у таких налогоплательщиков документы, подтверждающие право на льготы. Попробуем разобраться.

Что такое льгота: анализ норм Налогового кодекса РФ

Пунктами 1 и 2 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Налоговым кодексом РФ.

В этом определении обратим внимание на следующее:

  • льгота предполагает наличие как минимум двух групп налогоплательщиков: имеющей определенные налоговые преимущества и не имеющей таковых. Должны ли они вместе принадлежать к единой общей группе лиц, совершающих данные операции, или достаточно, чтобы они были просто налогоплательщиками данного налога, из определения неясно. И это, как увидим ниже, один из трех основных камней преткновения для решения рассматриваемого вопроса;
  • возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере является не единственной формой льготы. Следовательно, льготой является также, например, освобождение налогоплательщика от какой-то налоговой обязанности или ее облегчение;
  • отсутствует ограничение на способы, которыми реализуется возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. И это тоже порождает проблемы;
  • возможность отказаться от использования льготы является не безусловной, ибо может быть ограничена Налоговым кодексом РФ. В силу специального характера норм статьи 56 НК РФ в части определения понятия льготы данная формулировка приоритетна по отношению к подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ. В нем сказано только о том, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, а о том, что Налоговый кодекс РФ может придать льготе характер безальтернативной обязанности, не говорится.

С точки зрения терминологии, льгота не относится к обязательным элементам налога, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК РФ, без определения которых законодателем налог не может считаться установленным. Напомним, что к таким элементам относятся:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Установлению льгот посвящен пункт 2 статьи 17 НК РФ: в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Отделены льготы от элементов налога и в пункте 3 статьи 12 НК РФ, в котором говорится о полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов: об элементах налогообложения речь идет в абзаце 3, а о льготах – в абзаце 4, при этом они не включают в себя такой способ регулирования налогового бремени, как установление особенностей определения налоговой базы.

Но это не значит, что льгота устанавливается вне обязательных элементов налогообложения, безотносительно к ним.

Судебная практика о квалифицирующих признаках льготы

Большинство споров о том, признаются ли те или иные положения Налогового кодекса РФ льготами, связано с применением норм главы 21 НК РФ, хотя затрагиваются в них и другие главы кодекса.

Одним из важных итогов этих судебных разбирательств стал вывод: говорить о налоговой льготе можно только при наличии объекта налогообложения. Без него нет потенциальной налоговой обязанности, в отношении которой может быть установлено преимущество одной группы налогоплательщиков перед другой.

А значит, прямое или косвенное исключение каких-либо сделок, событий, хозяйственных операций из числа признаваемых объектом налогообложения, одинаковое для всех налогоплательщиков НДС, не является установлением налоговой льготы.

На примере реализации земельных участков Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 18.09.2012 № 4517/12 указал: отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 НК РФ не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы, согласно статье 56 НК РФ, применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Прямые исключения из объекта налогообложения имеют место также в главах 25.2, 26, 30 и 31 НК РФ (п. 2 ст. 333.9, п. 2 ст. 336, п. 4 ст. 374 и п. 2 ст. 389 соответственно). В других главах Налогового кодекса РФ такого перечня нет, поэтому для тех глав, в которых объект налогообложения прямо обозначен как реализация товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 1 ст. 182 гл. 22 «Акцизы» НК РФ) или связан с реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 248 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ), список исключений из объекта налогообложения исчерпывается операциями, не признаваемыми реализацией согласно пункту 3 статьи 39 НК РФ.

Для НДС примером подобного «косвенного» исключения из объекта налогообложения – через определение этого объекта в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ – являются операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Для НДФЛ аналогичным примером косвенного исключения из объекта налогообложения (через определение порядка исчисления налоговой базы в подпункте 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ) может быть оплата организацией обучения работника в интересах организации. Соответственно, во всех перечисленных случаях не может идти речь о налоговых льготах.

Конституционный суд РФ подтвердил: пункт 2 статьи 56 НК РФ, определяя, что налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, предполагает тем самым, что право на отказ от соответствующей льготы может быть ограничено (Определение от 05.02.2004 № 43-О). Такой признак, как возможность отказа, перестает быть обязательным для квалификации положения Налогового кодекса РФ в качестве льготы.

С учетом этого становится более понятным, почему, не принимая мнение налогоплательщика о том, что ставка 0% по налогу на добавленную стоимость является льготой, от которой можно добровольно отказаться, Конституционный суд не стал обращаться к нормам о налоговых льготах, а обосновал свое несогласие другими соображениями. В частности, обязательностью такого элемента налогообложения как налоговая ставка, что лишает налогоплательщика права произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Определение от 15.05.2007 № 372-О-П).

Таким необращением к нормам о льготах было показано, что обязательный характер ставки 0% не означает, что она не является льготой. Ведь ставка 10% по НДС, которая с учетом права покупателя на вычет уплаченного налога, является такой же обязательной, как и ставка 0%, уже напрямую именуется льготой (см., например, Определения ВАС РФ от 21.08.2008 № 10720/08, от 05.05.2008 № 2340/08, а также Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2013 № 962-р, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанный Минэкономразвития России).

Общий вывод: отнесение ставки к обязательным элементам налого­обложения не препятствует тому, чтобы ее снижение, то есть создание для определенной категории налогоплательщиков возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, признавалось льготой. Причем как по прямым, так и по косвенным налогам, как по налогам с доходов, так и по имущественным налогам (см. например, письмо Минфина России от 11.07.2013 № 03-03-10/26901, доведенное до налоговых органов письмом ФНС России от 24.07.2013 № ЕД-4-3/13538@, а также постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, разд. 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.12.2013 № 2492-р).

Не меняет этого вывода и то обстоятельство, что в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 применение налоговой льготы и более низкой налоговой ставки названы в качестве двух самостоятельных способов уменьшения размера налоговой обязанности.

Признается льготой:

  • освобождение от обязанностей налогоплательщика по любому налогу (определение Конституционного суда РФ от 07.02.2002 № 37-О, письмо Минфина РФ от 20.01.2014 № 03-11-11/1484);
  • освобождение от обложения НДС отдельных операций и сумм, предоставляемое налогоплательщикам помимо статьи 149 НК РФ, например, авансов, указанных в пункте 1 статьи 154 НК РФ, или ввоза определенных товаров на территорию РФ (см. постановления ФАС Уральского округа от 26.12.2010 № Ф09-872/10-С2, ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2011 № А52-1297/2011).

Не препятствует судам называть льготой некое послабление (например, возможность не учитывать определенные доходы для целей налога на прибыль) то обстоятельство, что оно применяется в равной мере всеми без исключения налогоплательщиками, совершающими соответствующие операции (Определения ВАС РФ от 20.01.2014 № 03-11-11/1484, от 20.01.2014 № 03-11-11/1484). То есть другой категорией налогоплательщиков, по отношению к которым предоставляется данное преимущество, выступают налогоплательщики налога на прибыль, не совершающие указанные операции. То же самое имеет место и в случае с авансами, освобожденными от НДС, ввозом товаров, освобожденных от НДС, операциями, перечисленными в статье 149 НК РФ.

Таким образом, можно сказать, что в рамках операций, образующих объект налогообложения, любые отступления от общего порядка налогообложения в сторону его ослабления могут считаться льготой, независимо от императивного или диспозитивного порядка применения этих «послаблений».

Отдельно следует обратить внимание на позицию высших судебных инстанций по вопросу о возможности выбора налогоплательщиком момента применения льготы. Эта возможность вытекает из его установленного пунктом 2 статьи 56 НК РФ права приостановить использование льготы на один или несколько налоговых периодов, если иное не пре­дусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Если указанное приостановление не запрещено Налоговым кодексом РФ, право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления. Не так давно об этом было сказано в пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а раньше вытекало из пункта 16 Пленума Верховного суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9.

В любой из этих моментов может возникнуть спор о правомерности требования налогового органа представить подтверждающие льготу документы.

Проблемы статьи 149 НК РФ

Казалось бы, с учетом изложенных общих подходов Налогового кодекса РФ и судов к вопросу о том, как отличить льготу от не-льготы споров об отнесении к льготам норм статьи 149 НК РФ не должно возникать.

И действительно, раз в пункте 2 статьи 146 НК РФ содержится закрытый перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения, то все не указанные в нем операции являются объектом налогообложения. Следовательно, предоставление статьей 149 НК РФ права не исчислять налог при осуществлении операций, не упомянутых в пункте 2 статьи 146 НК РФ, является льготой, независимо от того, что отказаться от этого права можно только в отношении части операций, а именно приведенных в пункте 3 статьи 149 НК РФ (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Поэтому вполне обоснованным, логично вытекающим из рассмотренных выше общих подходов Конституционного суда РФ представляется его вывод о том, что все указанные в статье 149 НК РФ операции образуют объект налогообложения НДС, а все содержащиеся в ней нормы – это льготы (п. 3 Определения от 07.11.2008 № 1049-О-О, п. 2.1 Определения от 04.06.2013 № 966-О).

Президиум ВАС РФ специально данный вопрос не рассматривал, но во многих постановлениях он или сам именовал нормы статьи 149 НК РФ льготой, или без всяких оговорок воспроизводил такую квалификацию, данную нижестоящими судами или сторонами спора, в том числе когда речь шла о нормах пункта 2 статьи 149 НК РФ, от применения которых нельзя отказаться (постановления от 07.06.2012 № 15474/11, от 14.06.2011 № 16970/10, от 28.10.2010 № 7334/10, от 29.09.2010 № 7090/10, от 14.09.2010 № 1814/10, от 07.09.2010 № 3755/10, от 08.06.2010 № 1650/10 и др.). Это до недавнего времени позволяло считать, что Президиум ВАС РФ придерживается по рассматриваемому вопросу такой же позиции, как и Конституционный суд РФ.

ФНС России также всегда считала, что операции, перечисленные в статье 149 НК РФ, признаются объектом налогообложения НДС. При этом они не подлежат налогообложению (освобож­даются от налогообложения) (письмо от 08.02.2007 № ММ-6-03/90@).

И хотя это письмо фактически утратило силу в связи с применением с отчетности за 4-й квартал 2009 года другой формы декларации, налоговые органы по-прежнему им руководствуются (письмо УФНС по г. Москве от 22.11.2011 № 16-15/113063). А именно на понимании налоговыми органами операций, перечисленных в статье 149 НК РФ, как облагаемых и основывается трактовка их как льготируемых, требующих подтверждения документами в соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК РФ.

Показательно, что и в отношении других налогов ФНС России считает освобождение от налогообложения льготой (приложение 6 к приказу ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения», таблица 4.12 приказа ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения»).

В то же время для Верховного суда РФ не является очевидным, что вся статья 149 НК РФ – это перечень льгот по НДС, дающих основание налоговому органу требовать от налогоплательщика предоставления подтверждающих льготу документов. Так, он отменил постановления мировых судей о совершении налогоплательщиком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ, поскольку, поддерживая указанное требование налогового органа в части операций по предоставлению процентных займов в денежной форме, по реализации лома и отходов цветных металлов, а также реализации ценных бумаг, суд не исследовал всесторонне и полно вопрос о том, связано ли истребование указанных в требовании документов с предоставлением налоговых льгот, а также являются ли указанные операции налоговыми льготами в смысле, придаваемом им частью 1 статьи 56 НК РФ (постановления ВС РФ от 18.07.2012 № 16-АД12-4, от 25.07.2012 № 16-АД12-5).

В практике федеральных арбитражных судов также встречается позиция, подвергающая сомнению всеохватывающе льготный характер норм статьи 149 НК РФ. В последние годы наиболее полно она изложена в постановлениях ФАС Поволжского округа, принятых после приведенного выше постановления Президиума ВАС РФ по поводу земельного участка.

Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.12.2012 № А12-5212/2012, воспроизводя формулировки Президиума ВАС РФ, относящиеся к статье 146 НК РФ, суд отметил: отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрена положениями подпункта 12 пункта 2, подпункта 15 пункта 3, подпункта 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Следовательно, в данной статье закона закреплены операции, не подлежащие налогообложению, но не все операции, не подлежащие налогооб­ложению, подпадают под признаки налоговой льготы, установленные пунктом 1 статьи 56 НК РФ.

Признание для целей налогообложения операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), означает, что такие операции не учитываются при формировании налоговой базы по этому налогу. Налоговые же льготы применяются, согласно статье 56 НК РФ, только в отношении объектов налогообложения.

Поэтому необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения. Соответственно, налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

Основываясь на таких доводах, ФАС Поволжского округа не принял ссылку на позицию Конституционного суда РФ, выраженную в его постановлениях от 19.06.2002 № 11-П, от 27.05.2003 № 9-П, от 21.03.1997 № 5-П и определениях от 20.11.2003 № 396-О, от 20.11.2003 № 392-О.

В постановлении от 25.07.2013 № А55-26714/2012 ФАС Поволжского округа дополнительно отметил, что поскольку установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения относится ко всем операциям займа в денежной форме и операциям с ценными бумагами, включая проценты по ним, независимо от того, какими бы налогоплательщиками они не совершались, постольку лица, осуществляющие такие операции, не пользуются какими-либо преимуществами перед другими налогоплательщиками.

Суд прямо указал, что его выводы согласуются с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12. Следовательно, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не подлежащих налогообложению, противоречит нормам статьи 88 НК РФ.

Отметим, что в обоих постановлениях речь шла в том числе об освобождении, от которого можно отказаться. Это еще раз подтверждает второстепенность данного признака для признания или непризнания установленного Налоговым кодексом РФ налогового преимущества льготой.

Сходным образом в постановлении ФАС Московского округа от 04.02.2013 № А40-57548/12-20-320 требование налогового органа о предоставлении документов, подтверждающих освобождение от налогообложения операций по выдаче займа в денежной форме, было признано противоречащим пункту 1 статьи 56 НК РФ. Необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения, соответственно, налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

В то же время ФАС Западно-Сибирского округа совершенно справедливо, как представляется, отверг аналогичную попытку нижестоящего суда утверждать, что толкование статьи 56 НК РФ, данное Президиумом ВАС РФ в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12, распространяется не только на статью 146 НК РФ, но в равной мере на статью 149 НК РФ и что Определение КС РФ от 04.06.2013 № 966-0 неприменимо к рассматриваемой ситуации. В этом Определении, указал ФАС, вывод о наличии в операциях, перечисленных в статье 149 НК РФ, признаков налоговых льгот сделан в отношении всех указанных в ней случаев (операций) без каких-либо изъятий.

Определение федеральным законодателем круга операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), добавил суд, не означает отсутствия при осуществлении таких операций объекта налогообложения. В итоге суд кассационной инстанции пришел к выводу о правомерном истребовании у заявителя в ходе камеральной проверки документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой льготы.

Соглашаясь с этим мнением, отметим все же, что и противоположная точка зрения, отраженная в постановлениях ФАС Поволжского и Московского округов, тоже возникла не на пустом месте и имеет определенные формальные основания. Коренятся они в самом названии статьи 149 НК РФ, объединяющем формально два разных вида операций: не подлежащие налогообложению и освобожденные от налогообложения. Причем первые даже, можно сказать, являются основными, поскольку вторые даны в скобках.

По стилистике и по аналогии операции, не подлежащие налогообложению, могут толковаться (и, как видим, толкуются) как не подлежащие налогообложению не по причине освобождения их от налогообложения законодателем, а сами по себе, в силу какой-то своей внутренней природы, подобно операциям, не признаваемыми объектом налогообложения или осуществляемым не на территории РФ.

Однако в самой статье 149 НК РФ нет никаких критериев разграничения этих двух типов операций. Таким критерием могла быть возможность и невозможность отказаться от освобождения от налогообложения. Тогда операции, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 149 НК РФ, могли бы считаться не подлежащими налогообложению, то есть не льготируемыми, а приведенные в пункте 3 – освобожденными от налогообложения, то есть льготируемыми.

Но этому порядку не соответствует последовательность наименования операций в названии статьи 149 НК РФ. Да и сама возможность отказа от льготы не является, как видели выше, ее безусловным признаком ни в Налоговом кодексе РФ, ни в судебной практике.

Это позволяет предположить, что наличие двух видов операций в названии статьи 149 НК РФ с самого начала имело чисто синонимический смысл. А если это было не так, то последующая практика Конституционного суда РФ свела на нет возможное, но явно не сформулированное различие между операциями, не подлежащими налогообложению, и операциями, освобожденными от налогообложения. Сегодня Конституционный суд РФ считает их все освобожденными законодателем от налогообложения, то есть имеющими характер льготы.

Однако предполагается, что ВАС РФ не согласится с этой позицией и отступит от своих прежних, хотя и неявных формулировок. Согласно пункту 8 размещенного на его сайте проекта постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», из перечисленных в статье 149 НК РФ операций понятию льготы, определенному в статье 56 НК РФ, соответствуют только те освобождения, которые предоставляют преимущества лишь определенным группам налогоплательщиков, совершающим данные операции, а не всем, кто их осуществляет. Например, столовым образовательных и медицинских организаций, религиозным организациям, общественным организациям инвалидов, коллегиям адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подп. 5 п. 2, подпункты 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Все остальные освобождения от налогообложения, распространяющиеся согласно статье 149 НК РФ на всех совершающих данные операции, – это не льгота, а специальные правила налогообложения соответствующих операций.

Соответственно, в первом случае налоговые органы при проведении камеральной проверки имеют право требовать от налогоплательщика предоставления документов, подтверждающих право на льготы, а во второй ситуации пункт 6 статьи 88 НК РФ не применим.

Если такая позиция сохранится и в самом постановлении Пленума ВАС РФ, многолетний спор будет разрешен в пользу налогоплательщиков. А исходя из приведенных выше документов Верховного суда РФ, можно надеяться на ее поддержку и новым единым Верховным судом России.

Главная> Вестник бухгалтера Московского региона выпуск 3 за 2014> Статья 149 НК РФ – льготы или не льготы?

www.ipbmr.ru

Похожие статьи