Льгота по ндс по жилым помещениям

Т. М. Медведева, эксперт журнала

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 21/2012

Подпунктом 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС услуг застройщика, оказываемых на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ1. Исключением являются услуги застройщика, оказываемые при строительстве объектов производственного назначения. Налоговым кодексом это понятие уточнено. Данное уточнение допускает неоднозначное его толкование, что, естественно, вносит в налоговые правоотношения определенный диссонанс.

Определимся с понятиями

Прежде чем анализировать налоговые нормы, напомним основные понятия, без которых не обойтись при рассмотрении обозначенного вопроса. Напомним, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины из других отраслей законодательства могут использоваться для целей налогообложения тогда, когда иное значение этих терминов не установлено в самом Налоговом кодексе. Как известно, порядок заключения договора участия в долевом строительстве регулируется положениями Федерального закона № 214-ФЗ. Подпункт 1 п. 4 ст. 4 данного закона гласит, что договор участия в долевом строительстве должен содержать определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией.

В силу ст. 2 Федерального закона № 214-ФЗ объектом долевого строительства признается жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме (или ином объекте недвижимости), строящемся (создаваемом) с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Названные объекты подлежат передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию. При этом проектная документация согласно ст. 21 Федерального закона № 214-ФЗ должна содержать информацию:

– о количестве в составе строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости самостоятельных частей (квартир в многоквартирном доме, гаражей и иных объектов недвижимости), а также технические характеристики указанных самостоятельных частей в соответствии с проектной документацией (п. 5);

– о функциональном назначении нежилых помещений в многоквартирном доме, не входящих в состав общего имущества, если строящимся (создаваемым) объектом недвижимости является многоквартирный дом (п. 6);

– о составе общего имущества в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которое будет находиться в общей долевой собственности участников долевого строительства после передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства (п. 7). В пункте 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию2 указано, что объекты строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

– объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов3;

– объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения).

При этом к объектам производственного назначения на основании п. 1.3 Рекомендаций4 относятся объекты, которые после завершения их строительства будут функционировать в сфере материального производства (в том числе в промышленности, сельском хозяйстве и заготовках, водном и лесном хозяйстве, на транспорте и в связи, в строительстве, торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении), а также предприятия бытового обслуживания населения. А пункт 1.4 названного документа гласит, что объектом строительства считается каждое отдельно стоящее здание или сооружение, на строительство, реконструкцию или расширение которого составлен отдельный проект. На основании приведенных определений, пожалуй, можно утверждать, что объектом производственного назначения следует признать отдельно стоящее здание или сооружение, функционирующее в сфере материального производства.

С учетом этого нежилые (офисные и торговые) помещения, расположенные на первых этажах в многоквартирных жилых домах, в смысле изложенных положений гражданского законодательства в сфере строительства не подпадают под определение объекта производственного назначения. Кроме того, договор долевого участия возникает в случае, когда гражданин или юридическое лицо вносит денежные средства для строительства помещений жилого или нежилого назначения и общего имущества в многоквартирных жилых домах, и (или) ином объекте недвижимости, входящем в состав указанного многоквартирного дома, и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) также с привлечением денежных средств указанных участников долевого строительства. То есть договор долевого строительства возникает тогда, когда ведется строительство отдельных помещений как объектов гражданских прав в одном объекте.

При строительстве же объекта целиком (здание, сооружение) или объектов производственного назначения следует применять инвестиционное законодательство, а именно Закон об инвестиционной деятельности5 и определенные нормы Гражданского кодекса (Постановление ФАС ПО от 24.05.2012 № А55-6409/2011). Иными словами, законодательство разграничивает сферы действия законодательных актов об инвестиционной деятельности и о долевом строительстве.

В частности, застройщиком при осуществлении инвестиционной деятельности может быть физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (ст. 1 Градостроительного кодекса), тогда как застройщиком при долевом строительстве (в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 214-ФЗ) может быть только юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основе полученного разрешения на строительство (Постановление ФАС ПО от 10.05.2011 № А06-5101/20106). Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод, что застройщик вообще не вправе заключать договор долевого строительства и привлекать денежные средства дольщиков для возведения объектов производственного назначения.

Льгота по НДС для застройщика

В части налогового законодательства ситуация складывается следующим образом. Согласно пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ услуги застройщика по договору участия в долевом строительстве не облагаются НДС. Из этого правила есть исключение – под данную льготу не подпадают услуги застройщика, связанные со строительством объектов производственного назначения. И указанная норма (до внесения в нее уточнения) практически беспрепятственно со стороны контролирующих органов позволяла застройщикам применять эту льготу в отношении объектов долевого строительства в виде нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, что отчасти обусловлено п. 1 ст. 11 НК РФ, в силу которого понятие объекта производственного назначения трактовалось исходя из вышеприведенных определений.

В последствии Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ был дополнен абз. 2, уточняющим, что следует понимать под объектами производственного назначения для целей налогообложения. В частности, таковыми в соответствии с внесенным дополнением признаются объекты, предна­значенные для использования в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Как видим, данное уточнение не конкретизирует, о каком именно производственном объекте здесь говорится: расположенном отдельно или являющемся неотъемлемой частью многоэтажного жилого дома – нежилом помещении на первых этажах многоэтажного жилого дома (например, офисе, магазине, медицинском центре и т. д.).

Новым абзацем, по сути, лишь установлен критерий, которым налогоплательщику должно руководствоваться при квалификации того или иного объекта долевого строительства в качестве производственного объекта для целей применения льготы, предусмотренной пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Иными словами, по замыслу законодателей определяющим фактором при решении вопроса о применении указанной налоговой льготы является то, для каких целей используется этот объект, а не где и как он расположен.

То есть тот факт, что нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирного дома (бесспорно представляющие собой объект долевого строительства) и не входящие в состав общего имущества (в силу положений Федерального закона № 214-ФЗ), не являются отдельно расположенным объектами недвижимости для целей применения рассматриваемой льготы, в настоящий момент не играет абсолютно никакой роли. Что, в общем, справедливо, поскольку порядок налогообложения и возможность применения налоговых преференций должны определяться прежде всего экономическим содержанием операции, а не зависеть от формулировок определений, приведенных в смежных отраслях права. Именно это обстоятельство, по всей видимости, позволило официальным органам определиться с порядком применения вышеназванной нормы, предусматривающей возможность освобождения от НДС, в отношении нежилых помещений, не входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме и предназначенных для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Забегая немного вперед, отметим: и Минфин, и ФНС выпустили разъяснения, в которых высказали единый подход к решению обозначенной проблемы.

Эволюция позиции чиновников

Вопрос о порядке применения застройщиком льготы, предусмотренной пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, неоднократно становился предметом изучения контролирующих органов. Изначально Минфин высказывал мнение, что услуги застройщика, оказываемые по договорам долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, имеющего встроенные торгово-офисные помещения, кафе и подземную стоянку, предусмотренные планировкой такого дома, подлежат освобождению от обложения НДС (Письмо от 24.05.2011 № 03-07-10/09), уточняя при этом следующее: пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ применяется в отношении договоров участия в долевом строительстве, предметом которых являются многоквартирные жилые дома, в том числе имеющие встроенные офисные (нежилые) помещения и подземную автостоянку, предусмотренные планировкой этих домов.

Вознаграждение за услуги застройщика, оказываемым при таком строительстве, по мнению финансового ведомства, подлежит освобождению от обложения НДС в полном объеме (Письмо от 27.07.2011 № 03-07-10/13).

Кроме того, Минфин подчеркнул: НДС в отношении услуг застройщика, оказываемых при строительстве офисных помещений (полагаем, речь в данном случае идет о строительстве так называемых бизнес-центров), исчисляется в общеустановленном порядке. Иными словами, до внесения в названную норму уточнения финансисты распространяли ее действие в полном объеме на застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов со встроенными офисными и торговыми помещениями.

В то же время дополнивший пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ абзац, на наш взгляд, нельзя расценивать как некое откровение для целей применения данной нормы. Собственно, и раньше было ясно, что в качестве объекта производственного назначения в смысле упомянутого подпункта надо было рассматривать объект, который используется в предпринимательской деятельности в целях извлечения дохода, то есть в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). Однако отсутствие в рассматриваемой норме абз. 2, а также п. 1 ст. 11 НК РФ в совокупности с приведенными выше положениями гражданского законодательства, по всей видимости, способствовали тому, что чиновники демонстрировали по отношению к налогоплательщикам определенную лояльность.

В настоящее время Минфин по понятным причинам придерживается в отношении рассматриваемого вопроса иного мнения, отличного от того, что было высказано ранее. Суть разъяснений финансистов такова. Объектом долевого строительства признается жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости, которое передается участнику долевого строительства и входит в состав указанного дома или объекта недвижимости (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 214-ФЗ). Льгота, установленная пп. 23 п. 3 ст. 149 НК РФ, распространяется только на услуги застройщика, которые предусматривают в рамках договора долевого строительства передачу его участнику жилых помещений в многоквартирном доме, тогда как в части стоимости услуги застройщика, оказыва емой при строительстве нежилых помещений в многоквартирном доме, освобождение от обложения НДС не применяется (письма Минфина России от 15.08.2012 № 03-07-10/17, от 26.06.2012 № 03-07-15/67, от 14.02.2012 № 03-07-10/03).

При этом финансисты отмечают, что данный вывод справедлив в ситуации, когда эти нежилые помещения передаются дольщикам для дальнейшего их использования в сфере материального производства. В Письме ФНС России от 16.07.2012 № ЕД-4-3/11645@7 также содержится вывод, что услуги застройщика при передаче таких нежилых помещений не подпадают под действие налоговой льготы, установленной в пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Заметим, названое письмо практически слово в слово дублирует разъяснения коллег из финансового ведомства.

Принимая во внимание единую точку зрения контролирующих органов в отношении рассматриваемого вопроса, застройщик теперь может точно просчитать последствия своих действий. Здесь также уместно отметить следующее. Несомненно, прежняя позиция Минфина относительно порядка применения пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ была более лояльна по отношению к застройщикам, тогда как нынешние разъяснения даны отнюдь не в их пользу.

Поэтому застройщикам необходимо обратить на них пристальное внимание. Также им, возможно, придется внести поправки в расчеты по НДС, поскольку абз. 2 названного подпункта, послуживший, по сути, отправной точкой для изменения позиции чиновников, действует с 1 октября 2011 года. Впрочем, каких-либо указаний на этот счет в упомянутых выше письмах не содержится. В то же время, полагаем, застройщикам целесообразно заранее узнать позицию по данному вопросу налогового органа по месту их регистрации.

Внимание: есть исключение

Несмотря на смену позиции в части применения застройщиком при строительстве многоквартирных домов со встроенными офисными и торговыми помещениями упомянутой льготы по НДС, Минфин все же не настаивает на неправомерности ее применения в отношении абсолютно всех нежилых помещений, возводимых при строительстве многоквартирных домов.

В частности, в письмах от 04.05.2012 № 03-07-10/10, от 23.03.2012 № 03-07-10/06 финансисты пришли к выводу, что услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве, которые предусматривают передачу физическим лицам машино-мест в подземной автостоянке для личных (или семейных) нужд, не облагаются НДС. И подобное разграничение Минфином нежилых помещений – на те, что предназначены для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), и те, что будут использованы в личных, семейных нуждах, – свидетельствует о том, что не месторасположение помещения, а его дальнейшее предназначение определяет порядок применения льготы по НДС (что лишний раз подтверждает мнение автора, высказанное на этот счет).

www.audit-it.ru

НК РФ к медицинским услугам относятся услуги, приведенные в Перечне медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132; далее — Перечень). Пунктом 4 Перечня предусмотрено, что не облагаются НДС услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень лицензируемых видов деятельности.

Реализация жилого помещения ндс

На основании пункта 8 статьи 149 Кодекса при изменении редакции пунктов 1 — 3 настоящей статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Важно

В соответствии с пунктом 3 статьи 167 Кодекса в случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его реализации.

НК РФ, в отношении осуществления предпринимательской деятельности по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в модельном кружке без выдачи документа об образовании, поскольку у налогоплательщика отсутствовала лицензия на ведение образовательной деятельности.

Внимание

Налогоплательщик обжаловал данное решение налогового органа в суд.

Инфо

Позиция суда. На основании п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности не подлежит лицензированию образовательная деятельность в виде разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Материалами дела подтверждается, что налогоплательщик обучал несовершеннолетних детей в модельном кружке, а осуществление этой деятельности не требует лицензии. Ограничение в виде наличия лицензии (п. 6 ст.

Несоблюдение нормативов, зафиксированных в лицензии или приложении к ней, является нарушением лицензиатом требований лицензирования, влекущим последствия относительно действия лицензии. Поскольку факт наличия у налогоплательщика лицензии установлен, подтвержден материалами дела и налоговым органом не оспаривается, налогоплательщик имеет право на использование льготы, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 149

НК РФ. Пример 7. Суть дела. Налогоплательщик осуществляет медицинские услуги на основании лицензии.

Он имеет право на оказание услуг по лечебной физкультуре и спортивной медицине в рамках санаторно-курортной помощи, а также услуг по специальности «лечебная физкультура в рамках доврачебной помощи».

Всегда ли застройщики могут применять новую льготу по ндс?

Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 9 декабря 2004 г.

N 03-1-08/2467/ Федеральным законом от 20.08.2004 N 109-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» пункт 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктами 22 и 23 следующего содержания: «22) реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них; 23) передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.».
Закон вступает в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (статья 2 данного документа).

Налогоплательщик уплачивал НДС по операциям текущего и капитального ремонта, технического обслуживания общего имущества многоквартирных домов, обеспечения их санитарного состояния. В связи с этим на основании ст. ст. 171 и 172 НК РФ он имеет право на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных контрагентам при приобретении у них товаров (работ, услуг) по счетам-фактурам на оплату. Согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. НК РФ не содержит понятия «услуги по предоставлению в пользование жилых помещений».

Льгота по ндс при реализации жилых помещений судебная практика

Если налогоплательщик в соответствии с пунктом 5 статьи 149 Кодекса отказался от освобождения от налогообложения операций по реализации по договорам купли-продажи жилых домов, жилых помещений, а также долей в них и передачи доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир, то сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная в бюджет с суммы предоплаты, полученной до 1 января 2005 г., в счет предстоящей реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них и передачи доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир и исчисленная по расчетной ставке налога 18/118, подлежит вычету в общеустановленном порядке в размере фактически уплаченной суммы налога.
Следовательно, при передаче заказчиком-застройщиком инвестору (инвесторам) затрат на строительство жилого помещения (либо долей затрат, приходящихся каждому инвестору) в связи с завершением капитального строительства объекта (жилого помещения) инвестору (инвесторам) выставляются счета-фактуры, в которых отражаются суммы налога, уплаченные заказчиком-застройщиком поставщикам материальных ценностей, используемых при строительстве жилого помещения, и подрядным организациям за выполненные строительно-монтажные работы, а также сторонним организациям, включая услуги заказчика-застройщика, включенные в фактические затраты по строительству жилого помещения.
Законом в договор купли-продажи перечисленного выше имущества до реализации этого имущества покупатель согласился внести изменения, согласно которым новая цена реализации имущества без НДС соответствует ранее установленной цене имущества с НДС, то сумма налога, исчисленная и уплаченная при получении авансового платежа, к вычету не принимается; — если в соответствии с Законом в договор купли-продажи перечисленного выше имущества до реализации этого имущества не внесены изменения и цена имущества указана с НДС, то при реализации указанного имущества налогоплательщиком, не отказавшимся на основании пункта 5 статьи 149 Кодекса от освобождения от налогообложения и получившим оплату с налогом на добавленную стоимость, данная сумма налога подлежит перечислению в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса.
Налогообложение в льготном налоговом режиме при реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них и передачи доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир осуществляется в том случае, если передача права собственности, оформленная в установленном порядке, произошла начиная с 1 января 2005 г., вне зависимости от учетной политики продавца для целей налогообложения и, соответственно, вне зависимости от даты оплаты указанного имущества покупателем.
Ссылка налогового органа на Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/ не может быть принята, так как в Письме содержатся разъяснения по не связанному с рассматриваемым делом вопросу. Пример 8. Суть дела. При декларировании по грузо-таможенной декларации ввезенного на территорию Российской Федерации в рамках контракта товара — комплекс стоматологический — налогоплательщик классифицировал его по коду 945220 Общероссийского классификатора продукции (ОКП), в графе 36 декларации «Преференции» заявил льготу по уплате НДС и в графе 47 декларации «Исчисление платежей» исчислил НДС по ставке 0%. В подтверждение обоснованности указания кода налогоплательщик представил регистрационное удостоверение Минздрава России, сертификат соответствия.
Платежными поручениями налогоплательщик уплатил таможенные платежи без НДС, после чего таможня выпустила товар в свободное обращение.
На каждого пациента заполняется карта лечащегося в кабинете физкультуры, форма которой утверждена Минздравом России. Предоставляемые налогоплательщиком услуги соответствуют Перечню. В спорном периоде у налогоплательщика имелась лицензия на оказание услуг в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, которые входят в Перечень.

Таким образом, налогоплательщик правомерно пользовался льготой в виде освобождения об уплаты НДС.

Довод налогового органа о несоответствии перечисленных в лицензии услуг формулировкам, содержащимся в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) и ОКВЭД, не опровергает ни факта оказания льготируемых услуг, ни права на применение указанной льготы.

zakon52.ru

Уже более двух с половиной лет (1) в налоговом законодательстве существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ…:

29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями…, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями…, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).».

Вообще налоговая льгота по своему смыслу предполагает возможность для налогоплательщиков работать в более выгодных по сравнению с ранее существовавшими (до введения льготы) условиях и получения какой-либо налоговой экономии/снижения налоговой нагрузки. В настоящей статье попытается разобраться, в чем суть указанной выше льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие преимущества может дать ее использование.

В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо невозможно. Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:

1) плата за коммунальные услуги начисляется жителям по утвержденным тарифам, изменять которые по своему усмотрению управляющая компания не имеет права;

2) расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания производит по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения;

3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

Единственное, что меняется в случае, если организация решает (2) применять льготу, — это налоговый учет операций по реализации коммунальных услуг.

Если управляющая компания не применяет льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»; 2) полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС, компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже «очищенные» от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, а равно и сам налог на прибыль, составляют «0».    
При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит; вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, — расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны «0».

Как видно, никакой экономии денежных средств управляющей компании с связи с введением льготы по НДС в отношении коммунальных услуг не происходит; поэтому содержащуюся в подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ «льготу» вряд ли можно назвать льготой.

Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений «УК — население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).

Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков; соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно; хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.    

Идем дальше. Руководствуясь буквальным толкованием подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, можно сделать вывод о том, что применение льготы управляющими компаниями, приобретающими «ремонтные» услуги у сторонних подрядчиков по цене ниже, чем получаемые ими от граждан суммы платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, дает возможность УК получить экономию по НДС с суммы «наценки».

Однако на деле контролирующие органы предъявляют дополнительное условие для применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (4): по их мнению, не облагается НДС реализация управляющей компанией услуг по содержанию и ремонту только по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ/услуг у подрядных организаций, с суммы положительной разницы необходимо заплатить НДС. К сожалению, такая позиция Минфина и ФНС, сводящая «на нет» возможные экономические выгоды от применения льготы, поддерживается судебной практикой (см., к примеру, постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 г. № Ф09-2727/12).

И все же, несмотря на очевидную бессмысленность анализируемой льготы (в той трактовке, которая была ей дана правоприменительной практикой), она может дать экономию по НДС, но только при наличии в конкретном жилищно-коммунальном бизнесе совокупности следующих условий: 1) управляющая компания привлекает для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества своих собственных, подконтрольных ей подрядчиков; 2) эти подрядные организации находятся на УСН; 3) часть маржинального дохода, получаемого в целом в бизнесе, перераспределяется в пользу подрядчиков — чем больше это перераспределение, тем больше налоговая экономия. По сути льготой по НДС могут воспользоваться только те бизнесы, в которых разделение функций между самой управляющей компанией (выполняющей функцию по взаимодействию с населением и РСО) и ее подрядными организациями (непосредственно осуществляющими услуги по содержанию и ремонту) сложилось исторически; слепое дробление бизнеса на отдельные юридические лица с одной лишь целью получения налоговой экономии без наличия какой-либо деловой цели вряд ли может быть оставлено налоговыми органами без внимания.  

Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им «льготы».

______________________

  1. Данная льгота была введена в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и применяется с 01.01.2010 г.
  2. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право выбора: пользоваться льготой или отказаться от ее применения. Отказ от льготы возможен по заявлению организации, поданному не позднее 1-ого числа налогового периода, с которого она намерена отказаться/приостановить использование льготы.
  3. Оплата услуг УК по содержанию и ремонту общего имущества МКД производится по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли соответствующее решение об установлении размера платы самостоятельно (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
  4. Например, письмо Минфина России от 23.12.2009 г. № 03-07-15/169.

www.klerk.ru

7 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *