Льгота по ндс по ст 149

Для отказа от освобождения подайте или отправьте в инспекцию заявление в произвольной форме. В заявлении укажите: срок, в течение которого организация не будет использовать освобождение; операции, предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, в отношении которых не будет использоваться освобождение. Заявление об отказе от освобождения подайте или отправьте по почте в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа первого месяца квартала, с которого организация решила не пользоваться освобождением. Если организация не уведомила налоговую от отказе льготы по коммунальным услугам, то она должна будет начислять и уплачивать НДС в общем порядке, при этом входной НДС по данной операции Вы сможете принять к вычету.

    Обоснование

    Из рекомендации
    Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    1.По каким операциям можно отказаться от освобождения по уплате НДС
    Отказаться от использования освобождения можно только в отношении всех операций, предусмотренных тем или иным подпунктом пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Причем отказ в рамках одного подпункта, в котором перечислено несколько операций, допускается только в отношении всех их сразу. Например, подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение в отношении реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (т. е перечислены три операции). Если организация решила отказаться от освобождения по этому основанию, то отказаться можно только в отношении сразу всех перечисленных операций (реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей), а не в отношении какой-то одной (например, только по реализации жилых домов). При этом по операциям, предусмотренным другими подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, от освобождения можно не отказываться (письмо ФНС России от 8 августа 2006 г. № ШТ-6-03/784).

    Пример отказа от освобождения по одному основанию, но сохранение его по другому основанию

    ООО «Альфа», занимаясь реализацией изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, имеет право на освобождение от обложения НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

    Кроме того, во время рекламных кампаний организация дарит подарки покупателям, приобретающим крупные партии товаров. Освобождение от обложения НДС операций по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или изготовление которых не превышают 100 руб. за единицу, предусмотрено подпунктом 25пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

    29 декабря 2013 года «Альфа» представила в свою налоговую инспекцию заявление с намерением приостановить на год действие освобождения по операциям, указанным в подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Таким образом, организация имеет право приостановить действие освобождения по операциям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, на период с 1 января по 31 декабря 2014 года. В то же время при выполнении всех необходимых условий с 1 января по 31 декабря 2014 года сможет применять освобождение по операциям, связанным с передачей товаров (работ, услуг) в рекламных целях (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

    Отказаться от освобождения в отношении каких-либо конкретных покупателей нельзя. Если организация отказалась от освобождения, НДС предъявляйте всем покупателям (абз. 2 п. 5 ст. 149 НК РФ).*

    Из рекомендации
    Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    2.Как платить НДС по операциям, освобожденным от налогообложения

    Ситуация: что будет, если организация прекратит использование освобождения по уплате НДС, предварительно не отказавшись от него. При реализации освобожденных от налога товаров (работ, услуг) организация будет выставлять счета-фактуры с выделенным НДС и передавать их покупателям

    В отношении операций, по которым организация прекратила применять освобождение, она будет признана плательщиком НДС. Сумму налога, выделенную в счетах-фактурах при реализации товаров (работ, услуг) без освобождения, нужно перечислить в бюджет (подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ). При этом входной НДС по товарам (работам, услугам), которые были приобретены для данных операций, организация сможет принять к вычету на общих основаниях. Если же ранее организация включила входной НДС в стоимость товаров (работ, услуг), ей следует скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль и подать уточненную декларацию.

    Такая позиция отражена в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33. Несмотря на то что этот документ обязателен только для арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ, п. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ), им могут руководствоваться и налогоплательщики. Разъяснения контролирующих ведомств, в которых отражена другая точка зрения, на практике не применяются (письма Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097).*

    Заявление об отказе

    Для отказа от освобождения подайте или отправьте в инспекцию заявление в произвольной форме (п. 5 ст. 149 НК РФ). В заявлении укажите:
    – срок, в течение которого организация не будет использовать освобождение;
    – операции, предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, в отношении которых не будет использоваться освобождение (абз. 2 п. 5 ст. 149 НК РФ).

    Главбух советует: копии заявления об отказе от освобождения выдавайте всем покупателям, которые приобретают у вашей организации товары, упомянутые в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Это избавит их от проблем с вычетом НДС. Иначе инспекторы могут не согласиться с тем, что покупатель принял к вычету налог по товарам, которые по умолчанию освобождены от НДС.

    Заявление об отказе от освобождения подайте или отправьте по почте в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа первого месяца квартала, с которого организация решила не пользоваться освобождением (п. 5 ст. 149 НК РФ). Например, чтобы не применять освобождение со II квартала, заявление следует подать не позднее 1 апреля. Если этого не сделать, то во II квартале освобождение нужно будет применять. Отказаться от него организация сможет только со следующего квартала (т. е. с 1 июля). В этом случае заявление должно быть представлено в налоговую инспекцию не позднее 1 июля.
    Если 1-е число первого месяца квартала, с которого организация решила отказаться от освобождения, приходится на выходной день или праздник, заявление подайте в первый же рабочий день, следующий за выходным (праздником). Это следует из положений пункта 7статьи 6.1 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-37-3/10064.

    Ситуация: может ли организация отказаться от освобождения в середине квартала – непосредственно до того, как будут реализованы освобожденные от налога товары (работы, услуги)

    Нет, не может.

    Заявление об отказе от освобождения нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа того налогового периода, с которого организация решила не пользоваться освобождением (п. 5 ст. 149 НК РФ). Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Поэтому отказаться от освобождения в течение налогового периода нельзя.*

    Ответ утвержден Александром Родионовым,

    заместителем руководителя экспертной поддержки

    www.glavbukh.ru

    Как правило, налоговики весьма строго относятся к налогоплательщикам и наказывают их при малейшем отступлении от Налогового кодекса. Тем не менее, многим компаниям, которые проявляют настойчивость, удается оспорить негативные решения инспекции. Так, недавно Верховный суд принял решение в пользу организации, которая пропустила срок подачи заявления об отказе от льготы по НДС, указав, что кодексе не прописано никаких негативных последствий пропуска этого срока.  А в качестве письменного заявления может выступать налоговая декларация.

    Из письма в редакцию

    Наша организация осуществляла операции, которые освобожда-
    ются от НДС по статье 149 Налогового кодекса. Но мы не применяли освобождение и платили НДС в бюджет с реализации. Заявление об отказе от освобождения от НДС мы подали в ИФНС одновременно с «уточненками» по НДС. В них мы заявили НДС к вычету, но налоговая отказала нам в возмещении НДС, так как мы пропустили срок отказа от НДС. Нам сказали, что отказ от льготы недействителен. Как это несправедливо – и налог платить, и вычет не заявлять! Неужели ничего нельзя сделать?

    Мнение эксперта

    Налоговый кодекс определяет понятие «льгота» как преимущество, которое предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками (п. 1 ст. 56 НК РФ). Как правило, использование льготы обусловлено принадлежностью плательщика к определенной отраслевой или социальной группе либо его статусом. Например:

    • столовые образовательных и медицинских организаций (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
    • религиозные организации (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
    • общественные организации инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

    Некоторые положения статьи 149 Налогового кодекса предусматривают освобождение от НДС без каких-либо ограничений. Они устанавливают круг операций, которые не подлежат налогообложению просто по факту их совершения. Независимо от того, кто именно их совершает. К ним относятся, например, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ). Льготными такие операции не являются.

    По некоторым операциям, освобожденным от обложения НДС, организация может платить этот налог, т. е. отказаться от освобождения. Перечень таких операций установлен 
    пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса. К ним, например, относятся:

    • безвозмездная передача товаров в рамках благотворительной деятельности (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ);
    • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. за одну единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ);
    • реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

    Организация самостоятельно решает, использовать или не использовать освобождение по таким операциям. Если организация применяет освобождение, то НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении таких операций, принять к вычету нельзя. Суммы входного налога включаются в стоимость таких товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

    Обратите внимание, что разница между льготой и освобождением от НДС проявляется в процедуре проведения камеральной проверки налоговой декларации. Если организация применяет льготу, при проверке инспекция вправе затребовать у нее документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ). Если же организация пользуется освобождением, требовать у нее такие документы неправомерно. Такой вывод изложен в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33. 

    Иногда организации выгоднее не использовать освобождение по НДС. Право на отказ от освобождения от НДС организациям предоставлено пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса. Входной НДС по операциям, по которым организация отказалась от освобождения, при соблюдении прочих условий можно принимать к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
    Организации выгодно отказаться от освобождения от НДС в следующих случаях:

    • при экспорте, поскольку, используя освобождение, организация теряет право применять ставку 0%;
    • при отказе покупателей заключать договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), если в их стоимость не включен НДС;
    • если отказ от освобождения от НДС приведет к увеличению прибыли организации. Это возможно, если у организации достаточно большие суммы входного налога и покупатель согласен приобрести товар по повышенной цене;
    • если трудно вести раздельный учет по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от налогообложения.

    Отказаться от использования освобождения можно только в отношении всех операций, предусмотренных тем или иным подпунктом пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. Причем отказ в рамках одного подпункта, в котором перечислено несколько операций, допускается только в отношении всех их сразу. Например, подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса предусмотрено освобождение в отношении реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (т. е. перечислены три операции). Если организация решила отказаться от освобождения по этому основанию, то отказаться можно только в отношении сразу всех перечисленных операций (реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей), а не в отношении какой-то одной (например, только по реализации жилых домов). При этом по операциям, предусмотренным другими подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса, от освобождения можно не отказываться (письмо ФНС России от 8 августа 2006 г. № ШТ-6-03/784).

    Отказаться от освобождения в отношении каких-либо конкретных покупателей нельзя. Если организация отказалась от освобождения, НДС предъявляйте всем покупателям (абз. 2 п. 5 ст. 149 НК РФ).

    Для отказа от освобождения подают в инспекцию заявление, в котором указывают (п. 5 ст. 149 НК РФ):

    • срок, в течение которого организация не будет использовать освобождение;
    • операции, предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса, в отношении которых не будет использоваться освобождение (абз. 2 п. 5 ст. 149 НК РФ).

    Копии заявления об отказе от освобождения следует выдать всем покупателям, которые приобретают товары, упомянутые в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса. Это избавит их от проблем с вычетом НДС. Иначе инспекторы могут не согласиться с тем, что покупатель принял к вычету налог по товарам, которые по умолчанию освобождены от НДС.

    Заявление об отказе от освобождения подают или отправляют по почте в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа первого месяца квартала, с которого организация решила не пользоваться освобождением (п. 5 ст. 149 НК РФ). Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Поэтому отказаться от освобождения в течение налогового периода нельзя.

    Если фирма пропустила срок отказа от освобождения от НДС и подала заявление с опозданием, она все равно может применить вычет налога. Об этом говорится в определении Верховного Суда РФ от 21 февраля 2017 года № 305-КГ16-14941.

    В случае, аналогичном вашему, разбирательство дошло до Верховного Суда.

    Верховный Суд принял решение в пользу организации. Судьи указали, что в Налоговом кодексе не прописано никаких негативных последствий пропуска срока отказа от льготы. А налоговая декларация может рассматриваться в качестве письменного заявления на налоговые льготы (п. 1 ст. 80 НК РФ). Право на освобождение от налога, не использованное в предыдущих кварталах, организация может реализовать в том числе путем подачи уточненной декларации.

    Поскольку организация платила НДС со стоимости реализованного товара и принимала к вычету входной НДС, предъявленный поставщиками, суд признал, что фирма имеет право на вычет НДС в течение трех лет. Таким образом, заключили судьи, даже если компания пропустила срок отказа от освобождения по НДС, она все равно может применить вычет налога.

    Читайте также «

    Право на освобождение от НДС

    »  

    Бухгалтерская профессиональная пресса

    Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.

    Заказать журнал

    льгота по ндс по ст 149

    www.buhgalteria.ru

    Применение освобождения от НДС в некоторых случаях может быть невыгодным. Одним из возможных неудобств является то, что сумма «входного» налога по товарам (работам, услугам), которые используются для освобождаемой от НДС деятельности, не может быть принята к вычету (пп. 1 п. 2 ст. 170, пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

    Поэтому, прежде чем воспользоваться освобождением, советуем вам проанализировать, не приведет ли это к отрицательному экономическому эффекту.

    Важно при этом помнить, что если вы сочтете применение освобождения, предусмотренного п. 3 ст. 149 НК РФ, экономически невыгодным для своей деятельности, то вы вправе отказаться от его использования в порядке, установленном п. 5 ст. 149 НК РФ.

    1. В ОТНОШЕНИИ КАКИХ ОПЕРАЦИЙ, ПОИМЕНОВАННЫХ В П. 3 СТ. 149 НК РФ, МОЖНО НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ НДС

    Отказ от освобождения может быть произведен только в отношении тех операций, которые предусмотрены п. 3 ст. 149 НК РФ. От применения освобождения, предусмотренного п. п. 1 и 2 названной статьи, вы отказаться не вправе.

    Если вы осуществляете несколько видов освобождаемых операций, то вы вправе отказаться от использования освобождения как в отношении всех или нескольких видов операций, предусмотренных различными подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ, так и в отношении операций, предусмотренных одним подпунктом п. 3 ст. 149 НК РФ.

    ПРИМЕР отказа от использования освобождения

    Ситуация

    Риелторская компания осуществляет деятельность по реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ), а также занимается благотворительностью (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

    Решение

    В данном случае компания осуществляет два вида освобождаемых операций, предусмотренных различными подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. В связи с этим она вправе отказаться от использования освобождения как в отношении всех осуществляемых операций, так и в отношении какого-то одного вида операций. Например, отказаться от освобождения по риелторской деятельности и продолжать использовать освобождение при оказании благотворительной помощи, и наоборот.

    Необходимо также учитывать, что отказ от использования освобождения распространяется на все без исключения сделки, осуществляемые вами в рамках освобождаемого вида деятельности, и не может действовать в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

    Например, организация, оказывающая финансовые услуги по предоставлению денежных займов (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), не вправе отказаться от налогового освобождения этих услуг в той части, в которой они оказываются организациям, а в части их оказания физическим лицам продолжать использовать освобождение от НДС.

    2. ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ОТКАЗА ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НДС В ОТНОШЕНИИ ОПЕРАЦИЙ, УКАЗАННЫХ В П. 3 СТ. 149 НК РФ

    Период, в течение которого освобождение не будет вами использоваться, не может быть менее одного года. Следовательно, отказаться от освобождения на меньший срок, например на три месяца, невозможно.

    В то же время, если вы желаете отказаться от применения освобождения на более продолжительный срок, вы вправе это сделать.

    3. ФОРМА ОТКАЗА ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НДС В ОТНОШЕНИИ ОПЕРАЦИЙ, УКАЗАННЫХ В П. 3 СТ. 149 НК РФ

    Отказ от освобождения носит уведомительный характер.

    Для этого вам необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого вы намерены отказаться от освобождения. Если это число выпадет на выходной день или праздник, то заявление можно подать в первый следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, Письмо ФНС России от 26.08.2010 N ШС-37-3/10064).

    Требования к форме такого заявления ни Налоговым кодексом РФ, ни контролирующими органами не установлены, поэтому оно составляется в произвольной форме.

    В заявлении вам необходимо указать:

    — перечень операций, в отношении которых вы отказываетесь от использования освобождения;

    — налоговый период, начиная с которого вы планируете отказаться от освобождения;

    — срок, в течение которого вы не будете пользоваться освобождением (но не менее года).

    Задать вопрос или заказать пособие можно тут

    С уважением к вашему бизнесу,

    Сушонкова Елена

    Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

    Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

    Уже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой Елены

    Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

    Подписывайтесь на нас:

    ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype

    Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

    Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

    УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НДС, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТ. 149 НК РФ

    teletype.in
    льгота по ндс по ст 149Фото Инны Гайворонской, Кублог

    Специалисты ФНС в Письме от 31.12.2015 № ЕД-4-2/23367@ указали, что факт неотражения налогоплательщиком льготы (например, в виде освобождения от уплаты НДС по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ) при составлении декларации за конкретный налоговый период не означает отказ от нее в этом периоде. Реализовать право на не использованную ранее льготу можно, скажем, путем подачи уточненной налоговой декларации. А допустимо ли отказаться от освобождения от уплаты НДС, что называется, «задним числом»? Вправе ли налогоплательщик включить в состав вычетов суммы налога (ранее учтенные в базе по налогу на прибыль), скорректировав налоговые обязательства?

    В начале приведем несколько важных (на наш взгляд) тезисов, сформулированных ФНС в упомянутом письме, в котором (к слову) разбирался вопрос о порядке действий налоговиков, выявивших в ходе выездной налоговой проверки факт завышения доходов по налогу на прибыль и суммы НДС. Вот что по этому поводу (а также по поводу порядка применения расчетного метода при установлении размера налоговых обязательств налогоплательщика) пояснило ведомство.

    1. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
    2. В тех случаях, когда налоговым органом доказано получение необоснованной налоговой выгоды (например, в виде неправомерно заявленных расходов или вычетов по НДС) и не опровергнуто реального факта приобретения товаров (работ, услуг), действительные обязательства по налогу на прибыль подлежат определению на основании данных о самом налогоплательщике и (или) об аналогичных налогоплательщиках в порядке ст. 31 НК РФ. В свою очередь, отказ в вычетах по НДС возможен, если налоговым органом доказан факт осуществления действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, и (или) непроявления должной осмотрительности при выборе контрагента.
    3. В случае установления налоговым органом фактов необоснованного завышения расходов при исчислении налога на прибыль и вычетов по НДС соответствующие суммы налога на прибыль и НДС, уплаченные с реализации, корректировке не подлежат.
    4. Президиум ВАС в Постановлении от 25.06.2013 № 1001/13 по делу № А40-29743/12‑140‑143 указал на обязанность налогового органа при установлении фактов неправомерного неисчисления налога ввиду неверного применения норм налогового законодательства учитывать права налогоплательщика, которые тот не мог применить в отсутствие соответствующего правового регулирования. По мнению ФНС, аналогичная по своей сути позиция изложена Пленумом ВАС в п. 5 Постановления от 30.07.2013 № 57 (о реализации права на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, посредством в том числе подачи уточненной налоговой декларации).

    Итак, ФНС в Письме № ЕД-4-2/23367@ призывает территориальные налоговые органы при выявлении фактов неправомерного неисчисления налога (а также при определении размера налоговых обязательств расчетным путем)

    учитывать

    установленные налоговым законодательством

    права налогоплательщиков

    , которые тот по объективным причинам не мог реализовать.

    Право на освобождение от НДС и отказ от него

    Операции, перечень которых приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ, не подлежат обложению НДС. В их числе реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями (УК), ТСЖ и т. п., а также реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) УК, ТСЖ и т. п. (пп. 29 и 30).

    Добавим: Налоговый кодекс не требует от налогоплательщика уведомления контролеров о применении освобождения от обложения НДС в отношении операций, поименованных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

    В то же время налогоплательщик, осуществляющий операции из указанного перечня, в соответствии с п. 5 названной статьи вправе отказаться от льготы или приостановить ее использование на один либо несколько налоговых периодов. Для этого в налоговую инспекцию по месту учета следует представить заявление в свободной форме (поскольку специальная форма не предусмотрена) в срок не позднее 1‑го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

    Но это еще не все. В норме приведены существенные условия такого отказа. Перечислим их:

    • отказ (приостановление) возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ;
    • недопустимо, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг);
    • невозможен отказ от освобождения на срок менее одного года.

    Если заявление не представлено или подано с просрочкой, налогоплательщику придется применять льготу. Отказаться от нее он сможет только со следующего квартала при условии, что заявление подано в срок. Словом, порядок отказа от освобождения упомянутых операций от налогообложения четко регламентирован законодательством и не требует расширительного толкования. На это обстоятельство указывают и контролирующие органы (см. письма Минфина России от 12.11.2015 № 03‑07‑14/65155, ФНС России от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@), и арбитры (см. Определение ВС РФ от 29.09.2014 № 305‑КГ14–1990 по делу № А40-139691/2013).

    Отказ от льготы означает, что налогоплательщик, реализуя товары, работы или услуги, должен осуществлять исчисление НДС в общеустановленном порядке. Причем у него возникает право на вычет «входного» налога и значительно облегчается налоговый учет операций, поскольку отпадает необходимость ведения (в силу п. 4 ст. 149 НК РФ) раздельного учета «входного» НДС по облагаемым и необлагаемым операциям.

    На практике налогоплательщики нередко игнорируют требования п. 5 ст. 149 НК РФ и подают заявление об отказе от льготы «задним числом», то есть с нарушением указанного срока. К каким последствиям это приводит, рассмотрим на примерах из арбитражной практики.

    Ситуации из практики

    Представим кратко спорную ситуацию, которая была рассмотрена в Постановлении АС МО от 23.07.2015 № Ф05-9189/2015 по делу № А40-144426/14.

    Согласно первичным декларациям за 2010 – 2012 годы компания применяла налоговую льготу, предусмотренную пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ. Впоследствии в 2013 году она представила уточненные декларации, отразив в них суммы НДС к возмещению. При этом заявление об отказе от освобождения льготируемых операций от налогообложения компания направила в инспекцию не до, а после подачи уточненных деклараций (это существенный момент). Причем организация скорректировала обязательства по налогу на прибыль за спорные периоды (ранее при расчете данного налога она учла суммы «входного» НДС в составе затрат) лишь в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.

    Рассмотрев представленные в дело доказательства, арбитры констатировали: отказ от использования льготы осуществляется исключительно по заявлению налогоплательщика, сделанному до наступления налогового периода, в котором он планирует применять общую систему налогообложения, то есть формировать налоговую базу с учетом всех поступлений за товары (работы, услуги), уменьшая ее на суммы вычетов, предъявленные поставщиками. Такой порядок содействует устойчивости и стабильности налогообложения, позволяет своевременно и с достаточной степенью достоверности планировать бюджетные поступления.

    В итоге вердикт судей был таков.

    Вывод арбитров

    Ретроспективный отказ от льготного налогообложения в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик определял свои налоговые обязательства перед бюджетом, исчисляя НДС с учетом права на освобождение от уплаты названного налога, а уплаченные поставщикам суммы НДС отражал в базе по налогу на прибыль, невозможен.

    В Постановлении АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-19353/2013, Ф06-20058/2013 по делу № А55-6412/2014 (к нему вернемся чуть позже) спор возник в схожей ситуации. Правда, последовательность действий УК в данном случае была иной: она сначала подала заявление об отказе от льготы и только потом – уточненные налоговые декларации с суммой налога к возмещению. Однако обозначенное обстоятельство не помогло организации, поскольку арбитры признали правомерным отказ налоговой инспекции в возмещении НДС.

    К каким еще выводам приходили судьи при рассмотрении обозначенных споров?

    Установленный п. 5 ст. 149 НК РФ срок не является пресекательным, если льгота не использовалась

    Вновь обратимся к делу № А40-144426/14, а точнее к судебному акту апелляционной инстанции – Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 № 09АП-7142/2015. Арбитры отметили: в п. 5 ст. 149 НК РФ

    не содержится

    указания на такое правовое последствие (санкцию), как лишение права налогоплательщика на вычет (возмещение) НДС при его пропуске.

    Предусмотренный данной нормой срок не носит пресекательный характер и не может являться основанием для отказа в праве на применение вычетов по НДС. Статьи 170 – 172 НК РФ не содержат такого ограничения права на вычет, как пропуск указанного срока.

    Поскольку налоговое законодательство не предусматривает последствия несоблюдения срока на подачу заявления, не указывает на утрату права на отказ от льготы и права на применение вычетов по НДС, несвоевременное представление налогоплательщиком подобного заявления само по себе не может являться основанием для признания незаконным применения общей системы налогообложения. Ведь порядок отказа от освобождения от налого­обложения носит уведомительный характер и предусматривает безусловный отказ налогоплательщика от освобождения от налогообложения.

    Отметим: изложенная позиция не является откровением. Действительно, некоторые арбитры (с подачи налогоплательщиков) высказывают мнение об уведомительном характере порядка отказа от льготного налогообложения при рассмотрении налоговых споров, возникающих относительно применения положений п. 5 ст. 149 НК РФ. Примером тому является Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2014 по делу № А40-123621/14.

    Однако к успеху (для налогоплательщиков) данная позиция, как правило, приводит в тех ситуациях, когда налогоплательщик, нарушивший срок подачи заявления об отказе от льготы, фактически ею не пользовался.

    В деле № А40-144426/14 все было ровно наоборот. В связи с этим окружные арбитры указали на несостоятельность выводов суда апелляционной инстанции применительно к рассматриваемому спору.

    Добросовестный плательщик спустя три года от льготы не отказывается

    В качестве обоснования данного тезиса считаем нужным привести выводы из мотивировочной части Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу № А55-6412/2014 (об этом деле мы говорили выше).

    При возникновении споров о том, произошел ли отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает отказ от ее использования в этом периоде. Фактическое отражение в декларации сумм налога без учета освобождения операций от налогообложения может иметь правовое значение, если оно имело место в сроки, предусмотренные налоговым законодательством для представления соответствующей декларации. В этом случае нужно было бы опираться на то, что хотя налогоплательщик и не выполнил формальное требование закона о подаче заявления об отказе от льготы, он своевременно совершил конклюдентные действия, свидетельствующие о таком отказе.

    Между тем в рассматриваемой ситуации подача уточненной декларации через три года не подтверждает факта отказа налогоплательщика от льготы в установленный законом срок.

    Окружные арбитры поддержали позицию апелляции. В Постановлении № Ф06-19353/2013, Ф06-20058/2013 они отметили: поскольку фактически льгота применялась обществом в спорном периоде при исчислении налога и отказ от освобождения операций от налогообложения не подтвержден заявлением, поданным в срок, установленный п. 5 ст. 149 НК РФ, основания полагать, что налогоплательщик отказался от имеющейся у него льготы, отсутствуют.

    * * *

    Подведем итоги. В ситуации, когда действия налогоплательщика прямо свидетельствуют о применении им льготного порядка налогообложения, отказ от льготы «задним числом» (то есть ретроспективно) при установлении обстоятельств, свидетельствующих о злоупотреблении налогоплательщиком обозначенного права, едва ли будет признан правомерным.

    Исходя из судебной практики к обстоятельствам, указывающим на злоупотребление компанией права, относятся, в частности:

    • подача уточненной декларации через несколько лет после первичной (поздний отказ от использования освобождения от налогообложения может привести к невозможности осуществления мероприятий налогового контроля из‑за законодательного ограничения их сроков);
    • «входной» НДС одновременно отнесен к вычетам (впоследствии заявлен к возмещению) и учтен в затратах (уменьшает налогооблагаемую прибыль).

    Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

    В обоснование данной точки зрения арбитры, как правило, ссылаются на п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 (здесь сформирована правовая позиция о том, что нарушение срока на совершение действия не влечет для налогоплательщика негативных последствий, если иное прямо не установлено законом), Определение ВАС РФ от 16.06.2008 № 7541/08 по делу № А60-15325/07 и другие решения кассационных инстанций с аналогичными выводами.

    В мотивировочной части данного судебного акта этот вопрос исследован очень подробно. Справедливость сделанных в нем выводов подтверждена в Определении ВС РФ от 31.08.2015 № 305‑КГ15-9693.

    www.klerk.ru

    yur-zakon.ru

    Налогом на добавленную стоимость облагается большинство предприятий, поэтому их руководителей и владельцев часто интересует освобождение от НДС.

    Это возможно при присутствии определенных условий. НДС является налогом косвенного вида, представляющим собой форму оплаты в государственный бюджет определенной части средств от стоимости товаров (услуг, работ) по мере их реализации.

    Что нужно знать

    Ст. 149 НК РФ – это целый справочник, который рассматривает ситуации, где уплата НДС не требуется. Она содержит правила и условия, соблюдая которые налогоплательщик имеет возможность освободить себя от уплаты налогов.

    Освобождение от уплаты НДС – это понятие, которое включает в себя несколько причин не уплачивать налог:

    Быть освобожденным по ст. 145 НК РФ От обязательств налогообложения
    Разрешение по ст. 149 НК РФ Освободить от НДС в определенной деятельности

    Налог применяется к цене товара, что происходит в большинстве организаций. Поэтому собственники бизнеса ищут возможность освободить себя от НДС и это возможно, учитывая некоторые условия.

    Налоги – средства, которые идут в государственный бюджет, являются частью стоимости продукта/услуги.

    НДС входит в стоимость покупаемого товара, в счете-фактуре и платежных квитанциях прописано в виде «в том числе НДС».

    Налоговый тариф в 2018 году – фиксированная цифра в размере 18%. Оплачивают его не реализаторы, а покупатели товаров, в связи с этим налог является косвенным.

    Налогоплательщиками считаются:

    1. Торговые предприятия, промышленно-хозяйственные учреждения, которые занимаются финансированием и страхованием.
    2. Бизнесмены, которые имеют множество схем по освобождению от уплаты налогов.
    3. Налогоплательщики, которые занимаются экспортом.
    4. Иностранные бизнесмены, ведущие деятельность в Российской Федерации.

    Кто освобожден от уплаты

    Рассмотрим, кто освобожден от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ. Разрешается освободить от налогообложения в определенной деятельности.

    Данная статья содержит целый список таких ситуаций, например:

    • сдача в аренду частной собственности иностранцам на территории Российской Федерации;
    • сбыт некоторых отечественных и импортных медицинских изделий;
    • услуги, связанные с банковской сферой:
    1. Обслуживание карт.
    2. Внутренние банковские операции, кроме инкассации.
    3. Банковские манипуляции, которые подлежат законодательству РФ.
    4. Страхование, страховые выплаты.
    • государственные услуги:
    1. Социальный пакет престарелым и людям с особенными потребностями.
    2. Медицинский сервис по оздоровлению и профилактике населения.
    3. Служба неотложной помощи, которая включает все виды медицинских услуг(в том числе донорство).
    4. Обеспечение дошкольного образования и внеклассных часов (кружки секции).
    5. Питание в медицинских комплексах и образовательных учреждениях.
    6. Санитарно-курортные развлекательные центры по реабилитации и профилактики здоровья.
    • деятельность с объектами культурного наследия Российской Федерации, которые входят в Государственный реестр;
    • строительство центров самоподготовки, обучающих комплексов, специальных зданий для подготовки военнообязанных, офицеров в отставке и их семей;
    • строительство жилищных структур и реформация зданий, реализация социальных программ;
    • ремонтное и техническое обслуживание медицинского оборудования, которое имеет гарантию;
    • противопожарная система в лесах и лесных насаждениях;
    • услуги ритуального характера;
    • работа с кинематографом, художественные постановки;
    • деятельность, связанная с речными портами по обслуживанию воздушно-морских судов;
    • пассажиро-перевозки на речном, железнодорожном, городском транспорте;
    • коллекции марок, драгоценных монет, которые есть платежными средствами и собственностью государства;
    • научные исследования и лабораторные работы за счет денежных средств государства;
    • внедрение инноваций, а также синтез химических и технологических операций с трудовой деятельностью с целью получения новых технологий, процессов;
    • осуществление ремонтных работ в высотках – многоквартирных домах;
    • услуги коммунального характера;
    • бескорыстное размещение и производство социальной рекламы в рамках закона Российской федерации;
    • получение и передача прав на имущество в виде инвестиций в договор;
    • выращивание и содержание крупного скота согласно списку Всероссийского классификатора товарной продукции, который утвержден властью РФ.

    Положение данного подпункта вступает в силу, когда плательщик налогов может предоставить племенное свидетельство, соответствующее законам РФ.

    Услуги и процессы не подвергаются налогообложению, если налогоплательщик имеет лицензионное разрешение на осуществление деятельности, предусмотренных законодательством РФ.

    Освобождение от НДС не есть допустимым, если деятельность совершается в интересах третьего лица, путем составления документов о поручительстве, и то, что не предусматривает налоговый кодекс страны.

    Какие документы нужно предоставить

    В законодательстве Российской федерации прописаны случаи, когда предпринимателем и организацией не уплачиваются налоги в государственную казну.

    Процесс освобождения от налогообложения имеет чисто информативный характер, то есть не нужно ожидать согласия с налоговой службы, пока оно примет положительное решение.

    Задача состоит в том, чтобы написать заявление, заполнив стандартный бланк. Заявление действует с даты его создания – заявитель считается свободным от НДС.

    Налогоплательщиком в кратчайшие сроки должна быть предоставлена декларация о налогах. Каждый чек и квитанция сохраняется и заносится в книгу, при этом ведется учет льгот.

    Согласно законодательству нужно придерживаться поставленных условий, в другом случае налоговая пересмотрит разрешение на освобождение от НДС, и работодатель заплатит должный налог за весь срок освобождения.

    Нарушением условий считается, например, выручка в крупном размере и продажа подакцизной продукции.

    В случае, если бюджет фирмы составляет более 2миллионов руб. за 3 месяца подряд – освобождение от налогообложения прекращает свое действие.

    Специального оформления заявление на освобождение не требует, главное идти строго по подпунктам ст. 149 НК.

    При получении организацией необходимого дохода в 2 млн. руб., можно обратиться с уведомлением в сроки с 1-го по 20-е число ежемесячно. Образец уведомления на освобождение от НДС можно скачать здесь.

    Список документов таков:

    1. Выписка по балансам.
    2. Выписка из книги, где ведется учет торговли.
    3. Книга фиксированных счет-фактур.
    4. Физическое лицо предоставляет журнал расходов и доходов.

    В случае разбирательств и запроса налоговой документации о праве на льготы, предприниматель обязан держать при себе пакет необходимых бумаг.

    Эти же документы учреждение или спецслужба по бухгалтерским делам подает в налоговую службу с целью продлить период освобождения от налогов.

    Ежегодно нужно продлевать освобождение от НДС, либо же отказаться, если в нем нет необходимости. Процесс продления/отказа имеет свои нюансы:

    1. Написать заявление.
    2. Успеть подать заявление до 20-го числа нового года, после предыдущего, в котором вышли сроки освобождения.
    3. В ИНФС предоставить форму 2 и выписку из книги регистрированных счет-фактур.

    Итак, сдача отчетности должна быть под регулярным контролем организации, все действия которой направляются непосредственно на освобождение ее от НДС.

    Налог будет начисляться в автоматическом режиме, если не соблюдать условий по продлению освобождения.

    Достоинства и недостатки

    Каждый работодатель – плательщик налогов лично принимает решение о пользовании правом ст. 149 НК. Поэтому стоит учесть все «за» и «против» этого права.

    Преимущества освобождения от налогообложения:

    1. Стоимость товара ниже установленной.
    2. Нет необходимости начислять НДС на продукцию и внедрять его в бюджет.
    3. Себестоимость остается прежней – НДС входит в изначальную цену.
    4. Ведется общий учет по розничным и оптовым продажам (экономия времени на учет и заполнение документации).
    5. Не требуется каждый квартал заполнять отчет по НДС.
    6. Возможность не предоставлять счет-фактуры на отгрузку.

    Недостатки освобождения от налогообложения:

    1. Не прибыльность в бизнесе — партнерство может не состояться по причине того, что крупные организации работают с НДС, без налогов сотрудничество не выгодно.
    2. Средства по заключенным сделкам до оформления освобождения нужно вернуть в государственную казну.
    3. Ежегодно требуется продлевать освобождение во избежание штрафных санкций, если отчетность по НДС отсутствует, что предусмотрено налоговой.
    4. Средства по восстановлению налогов не учитываются в расходах.
    5. За несоблюдение условий необходимо уплатить НДС, а также взымаются штрафы, насчитывается пеня.
    6. Обязательное формирование счет-фактуры с надписью «без НДС».

    Таким образом, освобождение от налогообложения по ст. 149 НК РФ выгодно использовать для организаций со средним размером вырученного дохода.

    За счет льгот значительно увеличивается доходность фирм. Для оформления нужен пакет документов, которые подтвердят право на освобождение. Также существует ряд операций (предусмотренных НК), когда НДС не считается.

    Видео: важные аспекты

    Такие операции находятся в закрытом списке в статье 149, обращаться в налоговую службу и получить право на освобождение нет необходимости, достаточно того, что данные операции прописаны и входят в ст.149 НК РФ.

    По правилам статьи 149 НК РФ налогоплательщик освобождается от НДС. Данные правила используются для предприятий, которые имеют небольшую выручку.

    Льгота разрешает снизить налоги и повысить доход. Все, что нужно для оформления известить ИФНС и иметь в наличии документы, которые подтверждают основания для освобождения.

    zanalogami.ru

    Источник: журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение»

    В конце 2009 года был наконец‑то принят Федеральный закон от 28.11.2009 № 287‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй НК РФ» (опубликован в «Российской газете» 01.12.2009), который управляющие компании ждали с февраля (законопроект № 164297-5). Поправки предполагают введение налоговых льгот по НДС и вступают в силу с 01.01.2010. Это означает, что их нужно успеть изучить в текущем году и с учетом нововведений разработать принципы и способы организации учета. Мы попытаемся помочь нашим читателям в этом.

    Сфера действия льгот

    Новые льготы по НДС установлены для таких налогоплательщиков, как управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно‑строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее – налогоплательщики). На иные организации, например, предоставляющие коммунальные услуги и выполняющие ремонтные работы самостоятельно (при непосредственном управлении многоквартирным домом), а также компании, управляющие коммерческой недвижимостью, льготный порядок исчисления НДС не распространяется.

    Коммунальные услуги

    Согласно новому пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых названными выше налогоплательщиками, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

    Законодатели не разработали таких понятий, как «коммунальные услуги», «предоставление коммунальных услуг». На основании п. 1 ст. 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов. В частности, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено понятие коммунальных услуг. Это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом в качестве исполнителя коммунальных услуг рассматривается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Как видим, для формулирования условий применения льготы по НДС законодатель воспользовался положениями из Правил предоставления коммунальных услуг, которые подвергаются критике из‑за трактовки оказания коммунальных услуг в целом. Сейчас фактически такая трактовка перекочевала в НК РФ: исполнитель коммунальных услуг реализует коммунальные услуги гражданам.

    Заметим, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг исполнитель приобретает у РСО коммунальные ресурсы и, используя внутридомовые инженерные системы, предоставляет гражданам коммунальные услуги. Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ предполагается, что налогоплательщики (управляющие организации, ТСЖ), предоставляющие коммунальные услуги, вправе применять льготу при условии приобретения у коммунальных предприятий коммунальных услуг. Таким образом, налицо перепродажа услуг, узаконенная теперь в Налоговом кодексе.

    Добавим, что в первой редакции законопроекта № 164297-5 освобождалась от налогообложения реализация коммунальных услуг при условии приобретения их только у организаций коммунального комплекса. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210‑ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» под организацией коммунального комплекса понимается лицо, эксплуатирующее системы коммунальной инфраструктуры, используемые для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Добавление поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций позволяет охватить весь перечень возможных коммунальных услуг.

    Формулировка нового пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ позволяет говорить об освобождении от обложения НДС реализации коммунальных услуг, которые в неизменном виде передаются от РСО потребителям.

    Содержание и ремонт общего имущества

    Следующий новый пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ посвящен освобождению от налогообложения реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) перечисленными выше налогоплательщиками, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

    Обращаем особое внимание, что льготируются только работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемые подрядным способом. Если какие‑либо работы производятся собственными силами налогоплательщика, то их реализация облагается НДС. Аналогичным образом, если налогоплательщик оказывает (выполняет) иные услуги (работы) для собственников помещений, они подлежат налогообложению в общем порядке. Так, реализация услуг и работ по ремонту частного внутриквартирного имущества, даже переданных на аутсорсинг, облагается НДС.

    Новая норма требует, чтобы контрагенты налогоплательщика самостоятельно выполняли (оказывали) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества. Однако гражданское законодательство не запрещает подрядчику привлекать субподрядчиков, и заказчик не всегда может быть уверен, что весь объем работы выполнен исключительно силами подрядчика. Получается, что для целей применения льготы по НДС налогоплательщику придется включать в договор специальное условие об обязанности подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ). С услугами ситуация несколько иная: согласно ст. 780 ГК РФ по умолчанию исполнитель обязан оказать услуги лично и вправе привлечь третье лицо, только если такое его право предусмотрено договором. Соответственно, налогоплательщикам не следует указывать в контракте возможность привлечения субисполнителей.

    Подробнее о ТСЖ

    Согласно поправкам в гл. 21 НК РФ все сказанное выше одинаковым образом распространяется на управляющие организации и ТСЖ. Однако существующая правоприменительная практика отрицает наличие у товариществ обязанностей плательщика НДС. Напомним, что согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 №ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов. Пленум ВАС избрал именно такой способ выражения своей позиции, но не указал на отсутствие реализации работ, услуг в деятельности ТСЖ.

    После введения дополнений в ст. 149 и 162 НК РФ становится понятно, что законодатель признает наличие реализации коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества товариществом своим членам. Причем такая реализация освобождается от налогообложения лишь при выполнении определенных условий. В частности, если какие‑либо работы выполняются силами штатных сотрудников ТСЖ, то исходя из пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ товарищество осуществляет налогооблагаемую реализацию. Вместе с тем Пленум ВАС указал, что ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ. То есть для арбитров не важно, своими или подрядными силами товарищество осуществляет свою уставную деятельность – содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. У ТСЖ в любом случае отсутствуют обязанности налогоплательщика.

    Таким образом, для товариществ изменения Налогового кодекса, скорее, несут угрозу нарушения статуса-кво, который сложился благодаря арбитражной практике. Вопрос, представлять ли декларации по НДС с необлагаемыми оборотами, а также начислять ли налог на работы, выполняемые штатными сотрудниками, опять встал перед товариществами. В связи с этим, несмотря на реформу социального страхования, особую привлекательность для ТСЖ приобретает применение «упрощенного» спецрежима.

    Перспективы, слабые места и упущенные возможности

    Итак, комментируемые изменения в НК РФ нельзя признать однозначно положительными для субъектов управления многоквартирными домами. Многие формулировки вызывают новые вопросы и проблемы.

    В целом управляющим организациям поправки на руку, поскольку дают возможность не отвлекать денежные средства на уплату НДС. Причем использование льготы выгодно только компаниям, которые не выполняют никаких работ самостоятельно, – так называемым дирекциям заказчика. Если управляющая организация имеет большой штат технических специалистов и выполняет работы своими силами (частично или полностью), применение льготы повлечет необходимость ведения раздельного учета НДС. Совмещение облагаемых и необлагаемых операций не только повышает трудоемкость ведения учета, но и в некоторых случаях не столь выгодно, как может показаться, в плане налоговой нагрузки (компания теряет часть налогового вычета по общехозяйственным расходам). В такой ситуации многие налогоплательщики видят выход в отказе от льгот либо в реструктуризации бизнеса.

    Фактически новые льготы по НДС повышают ликвидность компаний, выполняющих, по сути, посреднические функции (хоть и по договорам поставки, подряда и оказания услуг)1. Поэтому не следует рассчитывать на снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг для потребителей, поскольку налоговая нагрузка непосредственных производителей коммунальных ресурсов и подрядных организаций осталась прежней. Заметим, что к рассмотрению законопроекта № 164297-5 во втором чтении были подготовлены поправки, предусматривающие освобождение от обложения НДС также и деятельности организаций коммунального комплекса плюс управляющих организаций и ТСЖ в целом, однако они были отклонены.

    Также некоторые представители Федерального Собрания неоднократно указывали на необходимость введения в НК РФ легального перечня коммунальных услуг, чтобы избежать разночтений при толковании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ. Дело в том, что имеющиеся в действующем законодательстве понятия разнятся (п. 4 ст. 154 ЖК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210‑ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ОКУН, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 08.06.1993 №). Тем не менее закон был принят практически в том виде, в котором он поступил от субъекта законодательной инициативы. А Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству предложила Совету Федерации провести мониторинг правоприменительной практики данного закона в целях устранения в дальнейшем правовых коллизий.

    Кстати, представители законодательной власти отметили, что в долгосрочной перспективе после завершения финансового кризиса и основного этапа реформирования ЖКХ целесообразно вновь рассмотреть вопрос об обложении НДС коммунальных услуг и ремонтных работ.

    _________________________________

    1. Заметим, что законодатели видят принятый закон как дополнительный фактор искоренения практики заключения управляющими организациями посреднических договоров с потребителями и РСО.

    Полную версию статьи (с примерами корреспонденции счетов) читайте в журнале «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», № 12, 2009.

    www.klerk.ru

    3 года ago

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *