Закон для васЛьготыЛьгота по ндс для бюджетных учреждений

Льгота по ндс для бюджетных учреждений

Нет времени читать? Сохрани

Законодательству о  налоге на добавленную стоимость идет второй десяток лет. Впервые этот налог был введен в действие 1 января 1992 года Законом РСФСР «О налоге на добавленную стоимость». Но, несмотря на такой стаж, это едва ли не самый «популярный» налог в СМИ  и  арбитражной практике, у финансовых и  налоговых органов, у аудиторов, юристов и, конечно же,  у налогоплательщиков. Особенности его начисления, возмещения и уплаты должны знать даже те организации, которые применяют специальные режимы налогообложения: УСНО, ЕНВД, ЕСХН и др. Для бухгалтерских работников бюджетной сферы этот налог представляет особый интерес. В данной статье мы рассмотрим основные вопросы, связанные с его применением.

Являются ли бюджетные организации плательщиками НДС?

Один из вопросов, которые возникают у бухгалтеров бюджетной сферы в связи с налогом на добавленную стоимость,  звучит следующим образом: должны ли бюджетные учреждения вставать на учет в налоговом органе как плательщики налога на добавленную стоимость?  Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость» экономическая сущность НДС заключается в изъятии в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. При этом добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию). Так вот, принимая во внимание суть этого налога, любая организация, если она производит или  реализует товары (работы, услуги), должна платить налог на добавленную стоимость. Непременным условием выступает наличие самой добавленной стоимости, то есть дохода или, другими словами, прибыли, поскольку разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг)  и стоимостью материальных затрат по их производству (выполнению, оказанию) и есть прибыль.

Однако известно, что бюджетные организации в отличие от коммерческих созданы не  с целью получения прибыли. В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. Бюджетные организации осуществляют свою деятельность на основании сметы доходов и расходов за счет соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда, то есть за счет государства. Вполне очевидно, что уплата НДС государству за счет государства не имеет смысла. Несмотря на это, ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС организации без какого-либо исключения. А поскольку бюджетные учреждения относятся к организациям, то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 НК РФ.

Обратите внимание: бюджетные организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и  операции от обложения НДС (ст. 146, 149, 150 НК РФ), а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ) и не содержит положений об освобождении от НДС бюджетных организаций.

Право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС

Такая возможность есть, и она закреплена в ст. 145 НК РФ. Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысит одного миллиона рублей, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Это освобождение не распространяется на операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ). Кроме того, организация не должна заниматься реализацией подакцизных товаров в течение трех указанных месяцев, а также в течение всего последующего периода, когда действует право на освобождение от НДС. В  противном случае организация утрачивает данное право. Утрачивается оно и в случае, если сумма выручки за каждые три последовательных календарных месяца превысит один миллион рублей с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание: выручка должна исчисляться именно за каждые три последовательных календарных месяца, а не за квартал.

Пример 1.

Детская спортивная школа (ДСШ) пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 1 февраля 2005 г. Выручка ДСШ без учета НДС в  2005 г. составила:

 – в феврале – 300 000 руб.;

 – в марте –  340 000 руб.;

 – в апреле – 310 000 руб.;

 – в мае –  330 000 руб.;

 – в июне – 360 000 руб.;

 – в июле – 320 000 руб.

За первые три последовательных месяца – февраль, март, апрель – выручка составила 950 000 руб. (300 000 + 340 000 + 310 000). За  вторые три последовательных месяца – март, апрель, май – 980 000 руб. (340 000 + 310 000 + 330 000). За три следующих месяца – апрель, май, июнь – выручка будет равна 1 000 000 руб. (310 000 + 330 000 + 360 000). А вот за последние три месяца – май, июнь, июль – 1 010 000 руб., то есть в июле 2005 года произойдет превышение лимита выручки.

Таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ с 1 июля 2005 года ДСШ утратит право на освобождение от обязанностей плательщика НДС.

Документальное оформление права на освобождение от НДС

Для того чтобы получить такое право, в налоговые органы до 20-го числа месяца, начиная с которого оно будет использоваться, необходимо представить уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС (выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур). Поскольку бухгалтерский баланс не содержит данных о выручке организации,  выписка составляется на основании данных «Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам» (ф.), если организация не перешла на новую Инструкцию по бюджетному учету, или «Отчета о финансовых результатах деятельности» (ф.), если учет ведется по новой инструкции.

 После того как уведомление будет направлено в налоговые органы, организация не может по своей воле отказаться от освобождения в течение 12 последовательных календарных месяцев,  за исключением случая утраты права на него в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ.Если вернуться к нашему примеру и предположить, что ДСШ не утрачивала права на освобождение от уплаты НДС в связи с превышением лимита выручки, то до 1 февраля 2006 года она будет обязана пользоваться освобождением.

При использовании права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС необходимо помнить, что его нужно периодически (каждый год) подтверждать. То есть по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца (в нашем примере до 20 марта 2006 года) необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения  соблюдались условия относительно выручки. А также направить уведомление о продлении использования права на освобождение или об отказе от него. При отказе от права на освобождение от НДС налогоплательщики могут представлять в налоговый орган уведомление в произвольной форме.

Обратите внимание: условие подтверждения права на освобождение является непременным, и о нем следует помнить.

Для бюджетных учреждений освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не только вполне законный способ минимизации налогообложения, но и возможность сокращения объема работы бухгалтерии по представлению налоговой отчетности. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ в обязанность любого бюджетного учреждения как налогоплательщика входит представление налоговой декларации либо ежемесячно, либо один раз в квартал. Организации, получившие право на освобождение от уплаты НДС, в соответствии со ст. 145 НК РФ могут непредставлять налоговые декларации. Именно к такому заключению пришел ВАС РФ в решении от 13.02.03 № 10462/02.

Еще на один аспект использования права на освобождение от НДС хотелось бы обратить внимание читателей. Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика иные обязанности, в том числе обязанности налогового агента. Так, например, если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС  в бюджет.

Определение суммы выручки для получения права на освобождение от НДС

Практическая реализация этого права вызывает немало спорных вопросов у бюджетных организаций. Один из них – учитывается ли при определении выручки стоимость товаров (работ, услуг), произведенных в рамках основной (бюджетной) деятельности? Или выручка определяется только на основании данных по внебюджетной деятельности?  

По моему мнению, суммы финансирования бюджетной (основной)  деятельности учреждения не должны участвовать в расчете лимита выручки при освобождении от НДС. На основании п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов организации, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Вполне очевидно, что финансирование бюджетной деятельности учреждения не относится к оплате товаров (работ, услуг). Кроме того, в п. 32.1.Методических рекомендаций по НДСуказано,что в налоговую базуне включаются денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в свою очередь, относятся суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поскольку бюджетные учреждения относятся к некоммерческим организациям (ст. 120 ГК РФ), это положение вполне к ним применимо. Отсюда следует вывод, что денежные средства, полученные на финансирование бюджетной (основной) деятельности учреждения, не учитываются при определении налогооблагаемой базы по НДС и, следовательно, не участвуют при расчете лимита выручки для получения права на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ. Значит, в  расчет принимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) в рамках разрешенной предпринимательской деятельности.

А если учреждение занимается предпринимательской деятельностью, облагаемой и не облагаемой НДС? Участвует ли в расчете выручка от реализации продукции, не облагаемой НДС? Положительный ответ на этот вопрос содержится в п.2.2. Методических рекомендаций по НДС: сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса).

В учетной политике для целей налогообложения организация должна закрепить метод определения налоговой базы. В соответствии со ст. 167 НК РФ налоговую базу по НДС можно определять двумя способами:

 – по отгрузке (по мере предъявления покупателю расчетных документов – день отгрузки, передачи товаров, работ, услуг);

 – по оплате (по мере поступления денежных средств – день оплаты отгруженных товаров).

Учетная политика формируется организацией до получения права на освобождение. Так, в нашем примере при расчете лимита выручки для получения права на освобождение от уплаты НДС должна участвовать выручка, полученная ДСШ в ноябре, декабре 2004 года и в январе 2005 года. Следовательно, в учреждении должен быть приказ об учетной политике для целей налогообложения на 2004–2005 годы. Наличие этого приказа имеет значение в том случае, если организация выбрала метод определения выручки по оплате. Если учреждение не указало, какой способ определения выручки оно будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то выручка определяется по отгрузке (п. 12 ст. 167 НК РФ).

При расчете лимита выручки для получения права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не учитываются:

 – суммы денежных средств, перечисленные в ст. 162 НК РФ, в частности авансы, полученные по предстоящую поставку продукции;

 – операции по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

 – операции, приведенные в пп. 2, 3, 4 п. 1 и п. 2 ст. 146  НК РФ;

 – операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ.

НДС в период действия права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Особый интерес для организаций, которые на момент получения права на освобождение от уплаты НДС определяли выручку по оплате, представляет ситуация, когда плата за продукцию, отгруженную до получения данного права, поступила в период действия права на освобождение от исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате НДС.

Пример 2.

Продолжим пример 1. Учетная политика ДСШ в 2004–2005 гг. – «по оплате». В феврале 2005 г. школа получила плату за услуги, оказанные в январе 2004 г. – 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб. 

У бухгалтера ДСШ возникнут сразу два вопроса:

1. Учитываются ли полученные суммы при подсчете выручки за каждые три последовательных месяца?

2. Надо ли платить НДС с полученных сумм?

Ответим на них.

1. При подсчете выручки за каждые три последовательных календарных месяца учитывается выручка за продукцию, отгруженную в период действия освобождения. Другими словами, выручка в этом случае считается по отгрузке, и суммы, полученные за услуги, оказанные в декабре 2004 года, в расчет не включаются. Это следует из п. 5 ст. 145 НК РФ.

2. С полученной суммы надо заплатить НДС.  Такое требование содержится в п. 2.10. Методических рекомендаций по НДС. С позицией налоговых органов трудно не согласиться. Дело в том, что НДС облагается реализация товаров, работ или услуг, то есть передача их покупателю. Так как организация в момент отгрузки  являлась плательщиком НДС, у нее появился объект налогообложения и обязательство по уплате налога.  При этом Налоговый кодекс не связывает возникновение этого обязательства с методом определения выручки для целей налогообложения, устанавливающим срок исполнения обязательства. В нашем примере он наступает в день получения оплаты, то есть в феврале 2005 года.

В бухгалтерском учете ДСШ в 2005 году на основании Плана счетов бюджетного учета оформляются следующие записи :

Дата Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Февраль Поступила плата за услуги, оказанные в декабре 2004 года 2 210 02 130

Расчеты с ОФК по поступившим в бюджет доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг

2 205 03 660

Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг

118 000
Февраль Перечислен в бюджет налог на добавленную стоимость 2 303 04 830

Уменьшение кредиторской задолженности по НДС

2 304 05 251

Расчеты с ОФК по перечислениям другим бюджетам

18 000

Не менее интересна ситуация, когда до использования права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС организация на основании

ст. 171, 172 НК РФ приняла к вычету НДС по  товарам, работам, услугам (в том числе по основным средствам и нематериальным активам), приобретенным для осуществления операций, облагаемых налогом, но не использованных по назначению. Или, наоборот, в период действия указанного права суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам учитывались в их стоимости, а после его утраты они были использованы для осуществления операций, облагаемых НДС.

Пример 3.

По данным бухгалтерского учета ДСШ по состоянию на 1 февраля 2005 г. на счетах учета материальных ценностей имелись остатки:

 –25 000 руб. – на счете 2 105 05 000 «Прочие материальные запасы»;

 – 8 000 руб. –  на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь».   

В мае 2005 г. ДСШ приобрела и оплатила  4 спортивных велосипеда на общую сумму 59 000 руб., в том числе НДС – 9 000 руб. Напомним, что ДСШ получила право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС 1 февраля 2005 г. и утратит его с 1 июля 2005 г.

По состоянию на 1 июля 2005 г. на счетах учета материальных ценностей будут числиться остатки:

 – 8 000 руб. – на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

 – 59 000 руб. – на счете 2 101 05 000 «Транспортные средства».

По моему мнению, выход из описанной ситуации может быть следующим.

Во-первых, сумму НДС, относящуюся к остатку на 1 февраля 2005 года на счете «Прочие материальные запасы», ДСШ обязана восстановить  в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение от НДС путем уменьшения налоговых вычетов (п. 8 ст. 145 НК РФ).Это право используется организацией с 1 февраля 2005 года, значит, последним периодом перед отправкой уведомления будет январь 2005 года. В налоговой декларации по НДС за январь 2005 года должны быть уменьшены налоговые вычеты (строка 310 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику  и  уплаченная  им  при приобретении  на  территории  РФ товаров  (работ, услуг))» на 4 500 руб. (25 000 руб. x 18%). На сумму восстановленного НДС надо увеличить стоимость прочих материальных запасов.

Во-вторых, необходимо определить остаточную стоимость основных средств, числящихся на счете 2 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь». Допустим, что  это гантели (5 шт.), каждая стоимостью 1 600 руб. Всего – 8 000 руб. По правилам бюджетного учета  на основные средства стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% при вводе их в эксплуатацию (п. 44 Инструкции № 70н). О том, что спортивный инвентарь был выдан, свидетельствует требование-накладная на гантели. Таким образом, остаточная стоимость спортивного инвентаря равна нулю.

По мнению автора, восстанавливать НДС не с чего. Налоговые органы могут не согласиться с такой позицией, так как прямых указаний на восстановление налога с остаточной стоимости основных средств относительно утраты права на освобождение от НДС Налоговый кодекс не содержит. В этом случае можно сослаться на Письмо Минфина РФ от 27.04.04 № 04-03-11/66, в котором говорится о необходимости восстановления НДС с остаточной стоимости основных средств при переходе на упрощенную систему налогообложения.  

В-третьих, при утрате организацией права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС сумма налога, относящаяся к основным средствам, приобретенным в период освобождения, принимается к вычету в порядке, установленном ст. 171, 172 НК РФ. Следуя логике вышеприведенных рассуждений, принимать к вычету НДС нужно в части, которая относится к остаточной стоимости.

В бюджетном учете срок полезного использования объектов основных средств определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету и производится ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. (п. 39 – 41 Инструкции № 70н).

Согласно указанной классификации велосипеды относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от трех до пяти лет. Установленный организацией срок эксплуатации велосипедов – три года. На учет они были поставлены в мае 2005 года. В июне бала начислена амортизация в сумме 1 639 руб. (59 000 руб. / 36 мес.). НДС, относящийся к остаточной стоимости, будет равен 8 750 руб. ((59 000 руб. -1639 руб.) / 118 % x 18 %)).На сумму НДС, поставленного к вычету, придется уменьшить стоимость велосипедов и пересчитать норму дальнейшей их амортизации.

В бухгалтерском учете ДСШ в 2005 году на основании Плана счетов бюджетного учета  должны быть отражены следующие операции:

Дата Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Февраль

Сторно Уменьшены вычеты по НДС в связи с применением права на освобождение от НДС с февраля 2005 года на сумму НДС, относящуюся к прочим материальным запасам, не использованным на момент перехода к освобождению от НДС

2 303 04 830

Уменьшение кредиторской задолженности по НДС

2 210 01 660

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по прочим материальным запасам

4 500
Февраль Увеличена стоимость прочих материальных запасов на сумму восстановленного НДС 2 105 05 340

Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

2 210 01 660

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенному спортивному инвентарю

4 500
Май Получены велосипеды 2 106 01 310

Увеличение капитальных вложений в основные средства

2 302 17 730

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств

59 000
Май Приняты велосипеды к учету 2 101 05 310

Увеличение стоимости транспортных средств

2 106 01 410

Уменьшение капитальных вложений в основные средства

59 000
Июнь Начислена амортизация на велосипеды 2 401 01 271

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов

2 104 05 410

Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортизации

1 639
Июль НДС, относящийся к остаточной стоимости велосипедов, поставлен к вычету 2 303 04 830

Уменьшение кредиторской задолженности по НДС

2 210 01 660

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по прочим матиериальным запасам

8 750
Июль

Сторно Сторнированы капитальные вложения на сумму НДС, подлежащую вычету

2 106 01 310

Увеличение капитальных вложений в основные средства

2 302 17 730

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств

8 750
Июль Выделен НДС со стоимости велосипедов 2 210 01 560

Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям

2 302 17 730

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств

8 750
Июль

Сторно Уменьшена стоимость велосипедов на сумму НДС, поставленную к вычету

2 101 05 310

Увеличение стоимости транспортных средств

2 106 01 410

Уменьшение капитальных вложений в основные средства

8 750
Июль Начислена амортизация на велосипеды

((59 000 руб. -1 639 руб. — 8 750 руб.) / 35 мес.)

2 401 01 271

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов

2 104 05 410

Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортизации

1 389

Постановление ВС РСФСР от 06.12.91. № 1994-1 «О порядке введения в действие Законов РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах».

Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ.

Глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» НК РФ.

Ст. 120 Гражданского кодекса относит учреждения к некоммерческим организациям.

Форма Уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость,  утв. Приказом МНС России от 04.07.02 № БГ-3-03/342.

Приказ Минфина РФ от 15.06.00 № 54н «Об утверждении Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью».

Приказ Минфина РФ от 26.08.04 № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Приказ Минфина РФ от 21.01.05 № 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности».

Письмо МНС РФ от 30.09.02 № БГ-6-03/1488@.

Методические рекомендации по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утв. Приказом МНС России от 20.12.00  № БГ-3-03/447.

В целях упрощения примера использован 9-значный номер счета начиная с 18-го разряда. По правилам бюджетного учета признак «2» (18-й разряд счета) соответствует виду деятельности, в данном случае – предпринимательской деятельности.

Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость утверждена Приказом МНС РФ от 20.11.03. № БГ-3-03/644.

Постановление Правительства РФ от 01.01.02 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

www.klerk.ru

Перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, содержится в налоговом кодексе, в статье 149. Чаще всего освобождение от НДС считают льготой, хотя правильнее всего называть его дополнительной налоговой нагрузкой.

О налоге

НДС — это налог на добавленную стоимость. Что такое налог, знают все. С понятием добавленная стоимость дело обстоит сложнее, и с этим стоит разобраться.

Итак, добавленная стоимость — часть создающейся в организации стоимости продукта. Рассчитать ее можно, вычтя из общей произведенной компанией стоимости товаров и услуг (проще говоря, выручки от продаж) приобретенные компанией товары и услуги у посторонних организаций (например, материалы, расходы на отопление, освещение, страхование).

Предприятия, реализующие товары и услуги дороже себестоимости, обязаны оплачивать НДС из своей прибыли. Максимальный размер налога на добавочную стоимость в настоящее время составляет 18 процентов, применяется он на большинство продукции.

Но есть и исключения, например, детские товары, некоторые продовольственные товары и медицинское оборудование — всего 10 процентов.

На экспортируемые и некоторые редкие товары (лицензии, пошлины, почтовые марки) устанавливается нулевая ставка.

Для получения нулевой ставки при экспорте продавец должен каждый раз подавать в ФНС подтверждающие документы и заявление.

Объектами налогообложения являются следующие операции, осуществляемые в Российской Федерации:

  • реализация товара и услуг;
  • безвозмездная передача собственности или имущественных прав;
  • передача в личное пользование товаров и услуг;
  • строительные и монтажные работы для собственного использования;
  • перевоз товаров через границу.

НДС является косвенным налогом, представляющим собой надбавку к тарифу или цене. Собственник производящей товары или услуги компании реализует их с учетом надбавки и передает государству налоговую сумму, полученную от выручки.

Базой данного налога является стоимость товаров и услуг без акцизного сбора и налога на продажу. Берется цена по договору купли-продажи, даже если она меньше себестоимости.

В основном периодом налогообложения относительно добавочной стоимости является месяц. Но в некоторых случаях (для определенных видов предпринимательской деятельности с прибылью менее двух миллионов) это может быть и квартал.

Основанием для оплаты НДС является факт продажи товаров и услуг. Производиться она должна до 20-го числа следующего после сделки месяца.

Какие предоставляются

Налоговые льготы по НДС — это применение заниженной ставки или ее полная отмена.

Они предоставляются на некоторые виды операций, а также отдельным категориям организаций и индивидуальных предпринимателей, если они выполняют следующие условия:

  1. Наличие лицензии. Если она отсутствует или ее действие прекращено, льготы аннулируются.
  2. При совмещении нескольких видов деятельности учет операции, на которую действует льгота по НДС, следует производить отдельно.

Льготы по налогу на добавочную стоимость можно поделить на три группы:

На реализацию определенных товаров и услуг На определенные операции Для определенных категорий компаний и ИП
  • изделия художественных промыслов;
  • марки;
  • драгоценные металлы и монеты из них;
  • ремонт по гарантии;
  • государственные научные исследования;
  • реставрация исторических памятников;
  • приготовление еды для медицинских и образовательных учреждений;
  • медицинские услуги;
  • продажа жилья;
  • транспортировка людей в городе и пригороде;
  • передача прав на часть общей собственности в многоквартирном доме.
  • предоставление займов;
  • сдача площадей в аренду иностранцам и зарубежным предприятиям;
  • передача жилья во временное пользование;
  • проведение государственных лотерей;
  • безвозмездная передача товаров и услуг;
  • научные исследования, оплачиваемые из государственного бюджета, направленные на изобретения;
  • продажа части предприятий, паев, акций.
  • беспошлинные продажи;
  • учебные курсы;
  • съемки национальных фильмов;
  • продажа сельхозпродукции;
  • реализация товаров и услуг людьми с ограниченными возможностями;
  • культурные мероприятия, продажа билетов на спортивные мероприятия;
  • услуги архивов;
  • банковские операции;
  • ритуальные услуги,
  • пенсионное страхование;
  • платежи за детские сады;
  • адвокатская деятельность;
  • уход за пожилыми и больными людьми в организациях социальной защиты;
  • продажа религиозных товаров;
  • казино.

За использование льгот по налогу на добавочную стоимость без оснований уполномоченные органы налагают штраф в размере 20-ти процентов от неуплаченной суммы, пеню на нее, и придется заплатить недоплаченные средства.

Как воспользоваться

Специалисты организаций и индивидуальные предприниматели должны убедиться, что нет препятствий для получения льгот от оплаты налога на добавочную стоимость и они соответствуют следующим критериям:

  • прошло три месяца после постановки на учет в налоговые органы;
  • прибыль за три месяца (без НДС) была менее двух миллионов рублей;
  • не торгуют акцизными товарами или ведется раздельный учет.

В некоторых ситуациях даже при соблюдении вышеперечисленных условий освобождения не последует:

  • если компания или ИП занимается продажей товаров и услуг на экспорт, арендует государственное и муниципальное имущество;
  • ввозит товары из-за границы.

После подтверждения возможности использования льгот проводится предварительная подготовка. Восстанавливают принятый к вычету НДС по материальным и нематериальным активам, основным средствам.

«Недоамортизированные» основные средства необходимо восстанавливать по остаточной стоимости. Если налог был вычтен с покупательских авансовых взносов, его можно вычесть при их готовности расторгнуть сделку или изменить цену (для возврата авансового НДС).

При наступлении периода освобождения от налога оплаченный ранее НДС с авансов применить к вычету будет нельзя.

Чтобы не платить данный налог следует предоставить в налоговую службу заявление и пакет указанных ниже документов.

Это может сделать индивидуальный предприниматель, руководитель предприятия или доверенное лицо. Можно выслать заявление по почте заказным письмом с описью вложений и уведомлением.

Освобождение будет получено в случае своевременной подачи документов и наличия права на льготу. Подтверждения из налоговой ждать не следует.

Необходимо помнить, что преференция выдается на весь следующий год и отказаться до истечения 12-ти месяцев от нее будет невозможно.

Также можно вернуть излишне уплаченные средства по НДС, подав заявление на перерасчет.

Образец заявления можно скачать тут.

Затем возможно продление срока льготы или отказ от нее. Понадобится подтверждение, что выручка не превышала двух миллионов рублей.

Необходимые документы

От организаций и индивидуальных предпринимателей для освобождения от НДС налоговая инспекция требует:

  1. Письменное уведомление определенной формы.
  2. Выписки: из книги учета доходов и расходов (от ИП), из бухгалтерского баланса (от ООО), из книги учета продаж и покупок.
  3. Оригинал и копию журнала контроля за движением счетов-фактур.

Как отказаться

Иногда для компании оказывается выгоднее не пользоваться льготой или приостановить ее на некоторое время. При этом налог на добавочную стоимость оплачивается в общеустановленном порядке, но появляется право на вычет «входного» налога.

Также упрощается учет операций, ведь необходимость раздельного учета облагаемых и необлагаемых налогами операций отпадает.

От льгот по НДС можно отказаться в следующих случаях:

  1. Отказаться от льгот, указанных в статье 149 пункте 3 налогового кодекса.
  2. Не применять льготу в отношении всех контрагентов.
  3. На срок более года.

Для отказа или приостановления следует подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации до первого числа периода, в котором налогоплательщик решил отказаться от льгот.

Если заявление будет написано позднее, весь квартал придется оплачивать налог.

В настоящее время при предоставлении услуг или производстве товаров осуществляется множество затрат. Введение налога на добавочную стоимость помогло избежать многократное налогообложение одной стоимости. Кроме того, он освобождает от национальных налогов экспортируемые товары.

Видео по теме:

lgotypro.ru

РФ определен порядок раздельного учета сумм налога, подлежащих налоговому вычету, и сумм налога, относимых на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Как указано выше, услуги некоммерческих образовательных организаций по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, облагают НДС в общеустановленном порядке. Но у бухгалтеров возникает вопрос: если образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, можно ли применять пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ? В этом пункте сказано, что при предоставлении на территории России органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговую базу определяют как сумму арендной платы с учетом налога.

Особенности исчисления ндс образовательными учреждениями

Таким образом, в случае, когда по итогам семинаров аттестацию не проводят и соответствующие документы не выдают, услуги по проведению семинаров не подпадают под лицензирование. Соответственно льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, на такие услуги не распространяется. Таким образом, реализацию таких услуг облагают НДС в общеустановленном порядке.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов. А также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с российским законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций.

Ндс при оказании образовательных услуг: кто платит, когда уплачивается

Если в столовой ВУЗа реализуется покупной товар, то он облагается НДС в общем порядке. Читайте также статью: → «Что облагается НДС? Плательщики налога». Пример №1. На первом этаже учебного корпуса Технической академии находится буфет, на втором этаже – столовая.

Внимание

В буфете академии реализуются покупные товары (орешки, шоколадные батончики, печенье и т.п.). В столовой академии реализуются продукты питания, изготовленные самостоятельно (первые, вторые блюда, салаты, комплексные обеды). Согласно НК, деятельность буфета Технической академии облагается НДС в общем порядке, деятельность столовой же льготируется.

Платят ли НДС коммерческие образовательные организации Вне зависимости от того, какие образовательные услуги оказывает коммерческая компания, деятельность такой компании облагается НДС в общем порядке. Это предусмотрено ст.149 НК. 403 forbidden

Срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого организация намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых организацией операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Также организация не может отказаться от освобождения на срок менее одного года. Согласно пункту 6 статьи 149 перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у организации соответствующих лицензий на осуществление лицензируемой деятельности. Образовательные услуги освобождаются от ндс. но не всегда

Услугой для целей налогообложения на основании пункта 5 статьи 38 Налогового кодекса РФ признают деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуют и потребляют в процессе осуществления этой деятельности. Согласно Закону от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“ (далее — Закон) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Такой процесс должен сопровождаться констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В соответствии со статьей 12 Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс. То есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

Когда образовательные услуги облагаются ндс

Инфо

При этом не имеет значения, направляется ли доход от этой реализации в данное учебное заведение или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Налоговый учет Если образовательная организация, помимо операций, облагаемых НДС, проводит операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), надо организовать их раздельный учет. Таково требование пункта 4 статьи 149 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Раздельный учет ведется: — по стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых и освобожденных от налогообложения; — по суммам входного НДС, включенного в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретенных для выполнения облагаемых и освобожденных от налогообложения операций (раздельный учет входного НДС). Льгота по ндс в образовании

Начисление НДС на стоимость услуг негосударственных учебных заведений Академия «Фактор» является некоммерческой организацией, в рамках ведения деятельности реализует основные и дополнительные образовательные программы. «Фактор» не имеет государственной лицензии и оказывает образовательные услуги как частное учебное заведение. Облагаются ли НДС услуги, оказываемые «Фактором» на платной основе? Несмотря на то, что «Фактор» является негосударственным учебным заведением, академия вправе использовать налоговую льготу по НДС. Главный критерий в данном случае следующий: «Фактор» является некоммерческой организацией, которая реализует образовательные программы.

Вопрос №2. НДС на услуги тестирования и проверки знаний. Государственный лингвистический институт (ГЛИ) ежегодно для всех желающих проводит тестирование на проверку знаний французского языка.

Ндс — порядок применения льгот бюджетными организациями

По результатам тестирования ГЛИ выдает сертификат. Проверка знаний осуществляется на платной основе. Вправе ли ГЛИ воспользоваться налоговой льготой по НДС для данного вида услуг? От НДС освобождаются только услуги по реализации учебных и обучающих программ. Так как тестирование на знание французского языка является проверкой знаний (ГЛИ предварительно не обучает тестирующихся), то на данные услуги следует начислять НДС в общем порядке.

Вопрос №3. НДС при реализации продуктов питания другим учебным заведениям. В здании по адресу пр. Ленина, 15 находится два учебных заведения:

  • на первом этаже – художественная школа для школьников;
  • на втором этаже – музыкальное училище.

В холле здания находится столовая музыкального училища, в которой реализуются продукты питания собственного производства.

Налоговые льготы по ндс

  • Главная
  • НДС

Организации, оказывающие услуги в сфере образования, имеют право на налоговую льготу по оплате НДС. В статье расскажем, кто платит НДС на образовательные услуги, какие учреждения вправе использовать налоговую льготу, при каких операциях учреждению следует начислить и уплатить НДС. Кто имеет право на налоговую льготу Учреждения и организации, оказывающие образовательные услуги, могут воспользоваться правом на налоговую льготу, опираясь на положения ст.
149 НК. Действующее законодательство предусматривает для образовательных учреждений полное освобождение от уплаты НДС. При этом важно выполнение основного условия: получить налоговую льготы может только организация, ведущая некоммерческую деятельность в сфере образовательных услуг.

Льготы по ндс в сфере образования

В избранноеОтправить на почту НДС образовательные услуги в одних случаях облагаются, в других – не облагаются, что зависит от ряда факторов, связанных с оказанием услуг. Чтобы понять, облагаются ли НДС образовательные услуги, необходимо определиться с тем, кто их оказывает, какой режим применяет налогоплательщик, точно ли это образовательные услуги и где они реализуются. Кто является плательщиком НДС по образовательным услугам НДС при оказании образовательных услуг некоммерческими организациями НДС при оказании образовательных услуг коммерческими организациями или ИП Итоги Кто является плательщиком НДС по образовательным услугам В сфере образовательных услуг задействованы большей частью некоммерческие организации, действующие на основании лицензий, подтверждающих их право на осуществление образовательной деятельности.

dolgoteh.ru

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях»

Как показывает практика, многие бюджетные учреждения применяют льготы по НДС. Но ряд операций все-таки может подпадать под налогообложение. Поэтому рассмотрим нюансы уплаты НДС и подачи отчетности в инспекцию.

Бюджетные учреждения – налогоплательщики

По общему правилу все юрлица, которые работают на общей системе налогообложения, признаются плательщиками НДС. Исключение – те, кто освобожден от обязанностей налогоплательщика по статье 145 Налогового кодекса РФ. Если учреждение не подпадает под действие этой статьи, оно считается плательщиком НДС и должно сдавать декларацию по этому налогу (основание — п. 5 ст. 174 НК РФ). Причем даже в том случае, когда учреждение признается налоговым агентом по НДС. 

Дополнительно отметим, что декларацию по НДС надо сдавать в электронной форме. При этом совсем не важно, заявлен ли налог к возмещению, декларируется ли НДС к уплате или сдается «нулевка». Отчитаться на бумаге могут только налоговые агенты в двух ситуациях. Во-первых, если они освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС. Во-вторых, если они не являются плательщиками НДС (письмо ФНС России от 20 марта 2015 г. № ГД-4-3/4440@).

Кому предоставлены льготы

Выполнение работ и оказание услуг бюджетными учреждениями в рамках государственного или муниципального задания, которое финансируется за счет субсидии, не признается объектом обложения НДС. Это определено подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, ряд операций не облагается НДС по статье 149 Налогового кодекса РФ. В частности, к таковым относятся:

  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, а также услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • продажа продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в таких организациях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги, оказываемые образовательными НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги, оказываемые организациями, занимающимися деятельностью в сфере культуры и искусства (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хоздоговоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Льготы распространяются не на все операции

В том случае, если бюджетное учреждение выполняет работы или оказывает услуги, которые не предусмотрены государственным (муниципальным) заданием, НДС начисляется и уплачивается в общем порядке независимо от источника их финансирования. Так, налог придется начислить:

  • при продаже товаров (в том числе в рамках выполнения государственного задания);
  • при оказании платных работ или услуг (в том числе по сдаче имущества в аренду).

Например, при оказании бюджетным учреждением услуг по предоставлению в аренду государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, оно признается плательщиком НДС.
Важно помнить: если имеют место облагаемые и не облагаемые НДС операции надо организовать их раздельный учет. Способ его ведения закрепляют в налоговой учетной политике*.

Составить учетную политику (внести в нее изменения) поможет сервис для подписчиков «Учетная политика». 

www.audit-it.ru

Похожие статьи