Закон для васЛьготыКто имеет право на монетизацию льгот

Кто имеет право на монетизацию льгот

Нет времени читать? Сохрани

Содержание

С недавнего времени льготная категория граждан нашей страны имеет право на монетизацию определенного перечня льгот.

Таким образом, оформив отказ от государственной помощи, можно получить небольшую прибавку к своим ежемесячным пособиям.

Какие льготы можно монетизировать? Как это сделать? Какими нормами закона регулируется этот вопрос?

Рассмотрим все это подробно.

Законодательное регулирование вопроса

Под определением “монетизация льгот” подразумевается возможность получения денежной компенсации за отказ от использования определенных льгот, которые положены тем или иным гражданам РФ.

Этот вопрос регулируется Федеральным законом №122.

Основная суть данной программы заключается в том, что некоторым гражданам РФ нет особой нужды в получении определенных льгот, и чтобы хоть как-то это компенсировать, они имеют право получить за них финансовую компенсацию в виде надбавки к получаемому ежемесячному пособию.

При этом все услуги, по которым можно получить денежную выплату, закреплены в Федеральном законе №178, в последней редакции от ноября 2015 года, с изменениями от декабря 2015 г.

Перечень видов государственной помощи, доступных к выплате в денежной форме

Согласно Федеральному закону №178 вариант с монетизированием допускается в нескольких подвидах, а именно на:

  • транспорт;
  • медикаменты;
  • санаторно-курортное лечение.

Стоит отметить, что также допускается возможность и монетизировать льготы по оплате за коммунальные услуги. Причем граждане РФ отнеслись к такому нововведению по-разному. Во многом это связано с недостаточным информированием, поскольку многие считают это обманом. Многие уверены в том, что денежная выплата несоразмерна предлагаемым льготам.

В любом случае, сам алгоритм монетизации весьма процесс. Изначально граждане оплачивают коммунальные услуги в полном объеме, а потом через территориальный отдел социальной службы получают компенсацию.

Использование данной возможности разными категориями граждан

Пенсионеры

На государственном уровне, как таковых льгот для граждан пенсионного возраста не предусмотрено.

Однако местные органы самоуправления имеют право принимать свои законодательные нормы по предоставлению им каких-либо региональных льгот.

К примеру:

  • скидка на оплату за коммунальные услуги;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте за исключением частных маршруток и такси;
  • скидки при покупке лекарственных препаратов и так далее.

В зависимости от того, что включает в себя набор социальных услуг граждан пенсионного возраста в каждом отдельно взятом регионе, каждый имеет право от него отказаться в полном либо же частичном объеме.

Многодетные семьи

Многодетные имеют право отказаться от такого набора социальных услуг:

  • бесплатное передвижение общественным наземным транспортом и метро всеми детьми и одного из их родителей;
  • получение бесплатных медикаментов;
  • бесплатное получение путевок для детей в детские лагеря в возрасте от 7 лет;
  • скидки на оплату коммунальных услуг.

Инвалиды

Перечень льгот зависит от группы недееспособности.

Для инвалидов 1 группы отказаться можно от таких льгот:

  • бесплатное передвижение в общественном транспорте;
  • проезд к месту санаторно-курортного оздоровления;
  • получение бесплатной путевки от социальной защиты населения на санаторно-курортное оздоровление;
  • получение медикаментов по назначению лечащего врача;
  • протезирование зубов в государственных клиниках;
  • протезирование конечностей либо же предоставление специальной ортопедической обуви.

Для инвалидов второй группы недееспособности допускается монетизация такого перечня льгот:

  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте, за исключением частных маршруток и такси;
  • бесплатное передвижение раз в год в оба конца к месту санаторно-курортного оздоровления;
  • предоставление раз в год бесплатной путевки на санаторно-курортное оздоровление по рекомендациям лечащего врача;
  • приобретение специальной ортопедической обуви со скидкой в 50%;
  • возможность бесплатного протезирования зубов в государственных медицинских учреждениях.

Для инвалидов, которые являются обладателями третьей группы недееспособности, перечень льгот, от которых можно отказаться и получить денежную компенсацию, имеют следующий вид:

  • получение скидки при покупке билетов на железнодорожный, воздушный и любой другой вид транспорта в размере 50% от полной стоимости билета;
  • безработные инвалиды с третьей группой могут приобретать лекарства со скидкой в 50%;
  • скидка на ортопедическую обувь (если она рекомендована лечащим врачом) в размере 50%.

Ветераны труда

Граждане, которые относятся к категории “Ветераны труда”, имеют право на получение такого перечня льгот (в том числе их монетизацию):

  • бесплатное передвижение в общественном транспорте (исключением является пользование частными маршрутками либо же такси);
  • бесплатное медицинское лечение в государственных медицинских учреждениях;
  • возможность бесплатного протезирования зубов;
  • скидка в размере 50% при оплате билетов на железнодорожный транспорт, в период времени с сентября по май;
  • получение 50% скидки при осуществлении оплаты общей площади жилой недвижимости;
  • скидка за оплату коммунальных услуг.

Матери-одиночки

Отказаться матери-одиночки в пользу денежной компенсации могут от таких разновидностей льгот:

  • бесплатные медицинские препараты для детей в возрасте до 3 лет;
  • предоставление безвозмездных путевок в детские лагеря с периодичностью один раз в год;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте за исключением частных маршруток и такси.

Ветераны боевых действий

Данная категория граждан имеет полное право:

  • получить все необходимое медицинское лечение бесплатно в военных госпиталях;
  • от государства им положено при необходимости бесплатное протезирование конечностей.

Помимо этого, в каждом конкретном регионе проживания предусмотрены свои дополнительные льготы, которые входят в набор социальных услуг.

Детям-инвалидам

Эта категория граждан имеет полное право вместо предусмотренного набора социальных услуг получить денежную компенсацию по таким льготам:

  • предоставление бесплатных медицинских препаратов, которые были выписаны лечащим врачом по рецепту;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте, включая метро;
  • право на получение от государства при необходимости инвалидных колясок либо же другого медицинского оборудования, которое необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Правила оформления

В первую очередь необходимо помнить об одном факте – отказаться от набора социальных услуг в пользу монетизации можно 1 раз в год.

После отказа денежная выплата будет производиться ежемесячно в качестве доплаты к пенсионному обеспечению.

Куда необходимо обращаться?

Для оформления монетизации, определенной льготной категории граждан необходимо будет обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда по месту своего проживания и предоставить соответствующий пакет документов.

Какой перечень документов необходимо подготовить?

Согласно действующему законодательству основной перечень документов при отказе от льгот в пользу получения денежной компенсации имеет следующий вид:

  • оригинал и копия паспорта заявителя;
  • оригинал и копия пенсионного страхового свидетельства;
  • удостоверение, которое подтверждает наличие права на использование тех или иных льгот (от которых будет оформлен отказ);
  • заявление, которое заполняется совместно с сотрудниками Пенсионного Фонда.

При необходимости сотрудники Пенсионного Фонда могут потребовать предоставить дополнительный пакет документов (в зависимости от причин, по которым возникла такая необходимость).

Что необходимо указывать в заявлении

При составлении заявления совместно с сотрудниками ПФ необходимо помнить о том, что в нем должны содержаться такие сведения:

  • наименование государственного органа, в которое подается заявление;
  • инициалы заявителя;
  • адрес проживания;
  • набор социальных услуг, от которых отказывается заявитель;
  • дата составления;
  • подпись.

Категорически запрещается делать какие-либо помарки в заявлении и допускать ошибки.

Сроки

Действующим законодательством предусмотрен определенный период, когда необходимо подать все необходимые документы для получения денежной компенсации.

Итак, подавать заявление со всем перечнем документов необходимо до 1 октября текущего года. Это связано с тем, что компенсация выплачиваться будет на протяжении всего следующего календарного года. Если подать документы в поздний срок, в предоставлении денежной компенсации будет отказано.

При этом обязательно нужно помнить о том, что отказываться согласно действующему законодательству можно не от всего перечня предоставляемых льгот. К примеру, можно отказаться от получения бесплатной путевки в санаторий и, соответственно, проезда к нему, а оставить в пользовании бесплатное получение медицинских препаратов и самого лечения в государственных клиниках. Говоря простыми словами, каждый льготник имеет полное право самостоятельно выбирать, какая помощь ему понадобится, а за что он может получить денежную надбавку.

О замене льгот на проезд денежной компенсацией рассказано в следующем видеосюжете:

posobie-help.ru

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране. Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией. С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Кто вправе монетизировать льготы?

Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

  • инвалидами войны;
  • участниками ВОВ;
  • участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
  • блокадниками Ленинграда;
  • лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
  • гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
  • членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалидами, в том числе несовершеннолетними.

Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

  • ветераны труда;
  • дети-сироты;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • лица, пострадавшие от радиации;
  • малоимущие граждане;
  • врачи и учителя из сельской местности.

Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

Совет

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2018 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2019 год. Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан. При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Размер выплат

Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

  • 828,14 рублей за медикаменты;
  • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
  • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу. Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей. О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране. Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа. Такие выплаты в 2018 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат. Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку. Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

subsived.ru

Льготы – это имущественные или финансовые привилегии, которые предоставляются государством или на местном уровне отдельными исполнительными органами. Преференции могут быть представлены в виде денежных компенсаций, выплат, пособий и скидок, а также как натуральная поддержка.

В первом случае льготники получают деньги и могут расходовать их определенным образом, а вот в случае предоставления натуральных мер помощи граждане наделены правом выбрать монетизацию льгот.

В данной статье мы рассмотрим вопросы, связанные с тем, в каких случаях граждане могут монетизировать натуральные виды помощи и какие действия для этого потребуется выполнить.

Что такое льготы и когда они появились?

Социальная поддержка, или льготы, была впервые введена еще во времена Советского Союза и впоследствии стала постоянным атрибутом российской экономики. Государство предоставило льготникам различные меры соцподдержки, а именно бесплатное медобслуживание, проезд без оплаты, освобождение от налогов и другие виды помощи.

В 2005 году существовало порядка 120 видов льгот и около 200 категорий льготников. При этом соцподдержку получало около 70% населения, что составляло 103 млн граждан. Сегодня ситуация изменилась, льготников стало меньше, и перечень преференций сократился, в связи с тяжелым экономическим положением.

Что такое монетизация и когда она была предложена?

Изначально льготы предоставлялись строго в том виде, в котором они были положены, однако со временем был издан ФЗ-122 от 22.08.2004 года, который разрешал заменять натуральные виды помощи денежной компенсацией.

Право на монетизацию было предоставлено пенсионерам по старости и ветеранам труда. Средства на компенсирование таких расходов частично предоставляются из регионального, а частично из местного бюджета.

Пилотные проекты по монетизации были впервые внедрены в Тверской, Вологодской и Пензенской областях, а затем в Татарстане. В настоящее время во многих регионах страны используется смешанная система, при которой население может воспользоваться и натуральными льготами, и получить компенсирование полагающихся преференций.

Кто может претендовать на льготы и денежную выплату?

Все виды льгот делятся на федеральные и региональные. Основанием для такого раздела является источник финансирования социальной помощи и место ее оказания. К федеральным льготникам относятся:

  • ветераны;
  • узники фашизма;
  • лица с инвалидностью, в том числе дети-инвалиды;
  • Герои СССР и граждане, имеющие определенные комплекты наград;
  • члены семей погибших героев боевых действий;
  • лица, получившие радиационное облучение при аварии на атомных предприятиях;
  • Герои соцтруда.

Для таких льготников соцподдержка выражается в виде ежемесячной денежной выплаты. Что касается региональных категорий льготников, то в каждом крае, области, республике устанавливается индивидуальный порядок предоставления поддержки.

Особенности предоставления права на монетизацию льгот

По плану все натуральные льготы должны были быть заменены денежными выплатами, однако со стороны граждан стали поступать многочисленные жалобы, и поэтому самые значимые виды помощи были оставлены в натуральном виде. В итоге такой набор преференций получил название «социальный пакет».

Начиная с 1 февраля 2017 года, стоимость соцпакета составляет 995 рублей и ежегодно индексируется. В состав набора входят такие виды льгот:

  1. Бесплатные лекарства с учетом действующего списка, составленного Минздравсоцразвития.
  2. Проезд на городском и пригородном транспорте без оплаты.
  3. Оформление путевок на лечение в санаторий.

Все другие виды преференций были заменены материальными выплатами, которые льготники получают раз в месяц. Выплата средств осуществляется совместно с перечислением пенсионного пособия. Если претендент располагает правом на соцподдержку сразу по нескольким основаниями, то помощь будет оказываться только по одному из них.

Льготники начиная с 2006 года получили право полностью отказаться от соцпакета или пользоваться только его частью. Отношение к данной привилегии со стороны населения было двояким. Кто-то считал, что денежная компенсация — это лучший вариант, поскольку не всегда получается съездить в санаторий, а кто-то решил, что сумма возмещения недостаточная для покрытия льгот.

В результате каждый претендент на соцподдержку принимал решение по данному вопросу самостоятельно, а при выборе денежного возмещения направлял специальное заявление в орган соцзащиты.

Порядок получения денежной компенсации

Данное право закреплено за каждым льготником, однако порядок оформления привилегии носит строго заявительный характер. Иными словами, гражданин, чтобы получить денежную выплату, должен обратиться в орган соцзащиты населения с заявкой установленного образца, где будет указано его пожелание. После рассмотрения обращения и принятия положительного решения гражданин начинает получать совместно с пенсионной выплатой компенсацию за льготы.

Такой порядок устанавливается на целый год, и по истечении данного срока гражданин сможет вновь пользоваться льготами, но при условии, если обратится с заявлением в соцведомство.

Заключение

Монетизация некоторых видов льгот предусмотрена законом. Граждане, которые имеют право на соцподдержку, могут обратиться в соцзащиту с заявлением о своем желании заменить ряд натуральных льгот денежной компенсаций. Данное право закреплено законодательно и предоставляется на региональном уровне.

grazhdaninu.com

У этого термина существуют и другие значения, см.

Монетизация

.

Монетизация льгот (также отмена льгот) — замена натуральных льгот денежными компенсациями, проведённая правительством России в 2005 г. и повлекшая за собой массовые выступления протеста пенсионеров в стране.

Данная реформа обычно ассоциируется с именами министра здравоохранения и соцразвития М. Ю. Зурабова и заместителя председателя правительства России А. Д. Жукова.

Правительственные обоснования проведения монетизации льгот

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 1980—1990-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

Система льгот способствует хищению госсредств и коррупции. Например, в сфере лекарственного снабжения были налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам, при этом реальный отпуск лекарств осуществляется на гораздо меньшую сумму (в том числе за счет отказа обслуживать льготников). Высокая себестоимость транспортных услуг, причиной которой зачастую является коррупция, оправдывается заинтересованными чиновниками обслуживанием льготников. В санаторно-курортном обслуживании ветеранов имелись массовые злоупотребления; рядовые ветераны не получают этой услуги или вынуждены находиться в многолетних очередях.

Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта, поскольку люди, больше всего пользующиеся транспортом, стремились получить эту льготу и в результате больше половины поездок не оплачивалось. Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний. Помимо муниципального транспорта, льготы оказывают негативное влияние на железные дороги, которые теряют на этом 6 млрд руб. в год, что сказывается на состоянии железнодорожной инфраструктуры.

Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.

Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остаётся неясным, кто будет оплачивать льготы. Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций).

Основные положения монетизации льгот

Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн чел.). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на период после выборов 2008 г.

На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Реально была потрачена существенно бо́льшая сумма.

В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. рублей, второй группы — 1000 руб. и третьей группы — 800 рублей, «чернобыльцам» — 1700 руб., почетным донорам России — 500 руб., героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. рублей, участникам войны — 1,5 тыс. рублей, блокадникам — 1,1 тыс. рублей, инвалидам войны — 2 тыс. рублей.

Эти выплаты заменяли право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение. В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.

Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы. Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам. Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40 % соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.

Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдаёт гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Протесты

29 июля 2004 в Москве произошёл митинг протеста «чернобыльцев» против предстоящей монетизации льгот. 2 августа акции протеста прокатываются практически по всей стране, радикальная Национал-большевистская партия проводит громкую акцию по захвату приёмной Министерства здравоохранения.

Коммунистическая оппозиция резко выступает против предстоящей реформы, назвав её антинародной.

Практическое воплощение «монетизации льгот» в жизнь с января 2005 года вызвало широкомасштабные акции протеста, прокатившиеся практически по всей стране. Основной движущей силой протестов стали пенсионеры. Широкий размах протесты приняли в крупнейших городах. Мэр Москвы Юрий Лужков смог изыскать средства по финансированию льготы из городского бюджета.

Перекрытие пенсионерами Московского проспекта С.-Петербурга в январе 2005 года

Вместе с тем, второй город страны, Санкт-Петербург, не обладал такими финансовыми ресурсами. Наибольшие по масштабу акции протеста прокатились именно по этому городу, что повлекло за собой по крайней мере одну человеческую жертву. Протестующими были перекрыты важнейшие магистрали — Невский и Московский проспекты. Одна из машин сбила пенсионера насмерть.

В течение января-февраля ряд оппозиционеров всех без исключения категорий политического спектра попытались присоединиться к протестным настроениям и возглавить их.

Отношение либеральной оппозиции и западной прессы к событиям осталось двояким; с одной стороны, они безусловно поддержали саму идею реформы. С другой, по мере разрастания протестов, поддержали и их.

Однако, в целом, протесты остались неконтролируемыми, и требования пенсионеров заключались, в основном, в отмене закона № 122 о монетизации льгот. Замеченные политические лозунги носили, как правило, коммунистический характер, часто выдвигались требования реставрации СССР, с его уровнем цен, и социальной политикой. Появлялись и такие лозунги — «Народу — электричество, Чубайсу — электрический стул» и т. д.

Широкомасштабные акции протеста произошли практически немедленно после провала российских усилий на Украине в конце 2004 года, и на определённое время сильно подорвали репутацию властей. Шоком являлось и то, что своего максимума протесты достигли в родном городе Владимира Путина Санкт-Петербурге, потому что ранее СМИ говорили о популярности. Дополнительным ударом для властей стало обращение главы Русской православной церкви Алексия II; патриарх встал на сторону пенсионеров в их конфликте с властями.

Фактический провал монетизации льгот вызвал второе за всю историю президентства Владимира Путина падение его рейтинга (первое произошло после катастрофы подводной лодки «Курск»), с 84 % в начале 2004 года до 48 % в начале 2005. Впрочем, это падение оказалось временным.

Путин провёл несколько встреч с кабинетом министров, переложив ответственность на правительство и региональные власти. В январе Путин предложил провести индексацию пенсий не с 1 апреля, а с 1 марта как минимум на двести рублей. Он также дал поручение повысить денежное довольствие военнослужащим.

Другой многочисленной категорией льготников, зачастую пострадавшей от реформы, стали военные. Компенсации были рассчитаны таким образом, что военные, проживавшие далеко от места службы, понесли сильные финансовые потери, тем более заметные на фоне относительно небольших заработных плат. По данным опроса «Интерфакса», проведённым в начале 2005, 80 % военнослужащих выразили недовольство монетизацией льгот.

Хотя военным запрещены забастовки и митинги, недовольство нашло себе внешнее выражение, хотя и кратковременное. 19 февраля 2005 они попытались организовать оппозиционное Всеармейское офицерское собрание. В арендованном помещении Российской академии государственной службы перед началом собрания был отключён свет, и офицеры оттеснены от здания ОМОНом. В результате собравшиеся переместились на улицу, использовав в качестве трибуны сугроб, а лозунги существенно радикализовались.

В результате митинга военные потребовали резко усилить Вооружённые Силы, увеличить их финансирование, и объявили о начале формирования «офицерско-казачьего ополчения», что могло быть расценено властями, как создание незаконных вооружённых формирований. Сами военные не считали свои действия мятежом; по их мнению, они действовали в полном соответствии с заявлением Верховного Главнокомандующего президента Владимира Путина о необходимости усиления государства, а целью ополчения должна была стать защита российского ядерного оружия от Соединённых Штатов. Собравшиеся считали, что США планирует в течение ближайших месяцев захватить контроль над российскими ядерными арсеналами.

Несмотря на широкий резонанс, дальнейшего развития события не получили, и «офицерско-казачье ополчение» сформировано не было.

В течение 2005 года правительство Владимира Путина вместе с региональными властями предпринимает ряд мер по борьбе со вспыхнувшей социальной напряжённостью. В ряде регионов денежные компенсации были повышены до устраивавшего пенсионеров уровня, и протесты постепенно утихли.

Ход и результаты проведения монетизации льгот

Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создаёт угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в её эффективном проведении.

Не был учтён разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет. Таким образом, определённая прослойка населения пострадала от монетизации.

Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от её решения.

Монетизация льгот вызвала широкое недовольство у малоимущих слоёв населения. Однако, многие предприятия, в том числе автотранспортные, вздохнули с облегчением. Они наконец увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жёсткой конкуренции и отсутствия наличных средств. Многие автотранспортные предприятия за счёт монетизации нацелились на обновление парка автомобильной техники.

Демонетизация льгот

Демонетизацией стали называть процесс, обратный «монетизации» в смысле, заложенном в законе 2004 года № 122-ФЗ; то есть, возвращение льгот отдельным категориям населения России, которые были отменены указанным законом.

Термин «монетизация» появился в русском языке на территории Российской Федерации в начале XXI века в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, получившим в обиходе наименование «закона о монетизации льгот» (то есть, замене льгот денежными выплатами). Вскоре появился и антоним «демонетизация», обозначающий обратный процесс — отмену тех или иных положений данного закона, возврат от системы денежных выплат к прежней системе льгот.

Отражение реформы в искусстве

Фильм «1210» российского кинорежиссёра Арсения Гончукова, снятый на основе реального случая (убийство и самоубийство при разбирательстве прав на льготы пенсионера-«афганца» (воина-интернационалиста СССР)

Примечания

Ссылки

  • Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Кара-Мурза С. Г.. Монетизация льгот — активизация «мины недовольства»

ru.wikipedia.org

Похожие статьи