Закон для васРазноеКакие строения можно возводить без разрешения на строительство?

Какие строения можно возводить без разрешения на строительство?

Нет времени читать? Сохрани

Когда мы говорим о возможности какого-то действия, то желательно всегда понимать на сколько это действие законно и какие последствия могут возникнуть по ходу реализации задуманного. После выяснения последствий возникает желание разобраться, как можно все-таки начать действие, и иметь минимальные риски при его реализации. Поскольку я занимаюсь организацией строительных проектов, то Вы уже догадались, что речь идет о начале строительства объекта до момента получения разрешения на строительство. Эта статья в первую очередь адресована застройщикам, которые в основном являются только инвесторами строительного проекта, но при этом несут персональную ответственность за процессы, происходящие на их земельном участке. Поэтому постараюсь при изложении своих мыслей быть понятным и непрофессиональной аудитории, объясняя по ходу изложения некоторые термины и определения.

Сразу же хочу пояснить кто такой застройщик. Понятие — застройщик четко определено Градостроительным кодексом РФ, как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. То есть застройщик – это лицо, которому на праве собственности или любом другом законном праве (например, аренды) принадлежит земельный участок, на котором он осуществляет строительство объекта.

Принятая в 2004 году редакция Градостроительного кодекса определила единый алгоритм действий по реализации строительного процесса любого объекта независимо от его функционального назначения. Только выполняя определенные Градостроительным кодексом процедуры, возведенный объект будет соответствовать требованиям законодательства в области промышленной, экологической, технической и пожарной безопасности. Таким образом, государство обеспечивает безопасность своих граждан, поскольку построенный в соответствии с определенными законом процедурами объект не может нанести ущерба безопасности граждан при его эксплуатации. Этот тезис является ключевым при поиске путей решения вопроса, поставленного настоящей статьей — можно ли начать строительство объекта до получения разрешения на строительство.

Принятие решения застройщиком о начале строительства без разрешения часто вызвано в большинстве случаев вполне логичными причинами:

  • отсутствие времени в связи с необходимостью срочной реализации бизнес-проекта;
  • отсутствие финансовой возможности привлечь на начальном этапе специалистов в этой области;
  • реже, незнанием требований законодательства о необходимости легального осуществления строительства.

Однако, застройщик должен знать, что Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 9.5.) предусматривается за различные нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию не только штраф, накладываемый на юридических лиц, в размере до одного миллиона рублей, но и возможность приостановления деятельности организации на срок до девяноста суток.

Куда более тяжелые последствия могут возникнуть при обращении в суд органов государственной власти с иском к застройщику о признании возведенного объекта — незаконной постройкой. В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ: самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Чаще всего такие иски заканчиваются решением суда о сносе объекта, причем за счет средств застройщика.

Сразу же имеет смысл разделить различные ситуации, которые имеют различные процедурные реализации строительных проектов. Сначала рассмотрим случаи, при которых вообще не требуются разрешения на строительство.

Статья 51 Градостроительного кодекса определяет перечень таких объектов:

  • строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  • иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Точности ради, следует отметить, что я привел не все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, но я выбрал те, которые имеют непосредственное отношение и представляют интерес по вопросу разбираемой нами темы.

Начнем по порядку, так как кажущаяся на первый взгляд конкретность законодательства не является на самом деле таковой в связи с отсутствием в ряде случаев четких критериев.

Случай 1: строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Тут все предельно ясно и понятно. Ясно что, ясно где, но не случай основного контингента читателей этой статьи. Предполагаю, что основной круг читателей интересует размещение объектов складского и производственного назначения.

Случай 2: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других). Вот это уже тот случай когда может возникнуть при определенном качестве, планируемого к строительству объекта, попытка застройщика «подтянуть» свой объект под описанные критерии, чтобы на законных основаниях не получать разрешение на строительство. Например здание небольшое по размерам, одноэтажное, из сборных конструкций и не требует существенных затрат на строительство, казалось бы — ну чем не подходящее под критерий «и других». Однако, не все так просто оказывается при более тщательном рассмотрении этого варианта.

Рассмотрим ситуацию.

В соответствии с определением, которое дает Градостроительный кодекс: объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. К ранее перечисленным киоскам и навесам и опять же других подобных им, добавляются еще временные постройки. Вот и все, что дает законодательство, раскрывая смысл своей нормы. Я считаю, что в этом случае, рассуждая логически, для определения такого типа объектов, которые не требуют разрешения на строительство из-за не относимости к объектам капитального строительства, можно применить критерий объекта недвижимости, который раскрывает Гражданский кодекс. То есть, если планируемый к строительству объект после возведения будет обладать признаками объекта недвижимости: прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, то он однозначно является объектом капитального строительства. Как говорится, на то она и недвижимость, что не обладает временными, то есть краткосрочными задачами использования, так же как и не обладает возможностью легкого переноса или перевозки. То есть вернулись опять к киоску.

Если у Вас есть сомнения — является ли планируемое к строительству сооружение объектом капитального строительства или наоборот есть соблазн выдать его за таковой, рекомендую учитывать, что возможно доказывать это придется Вам еще и в суде по иску государственных органов власти. Вероятность вашего успеха, при малейших отклонениях от «навеса» или «киоска», из-за отсутствия четкого определения таковых объектов, ничтожна мала. Последствия признания судом построенного объекта самовольной постройкой я приводил выше.

Иногда существуют утвержденные регламенты местных органов власти, определяющих процедуру разрешения размещения временных объектов, навесов, киосков и других. Ну действительно не получать же разрешение на строительство, предварительно разработав проектную документацию на летний навес у кафе. Однако, предостерегаю Вас о том, что если даже Вам удасться «уговорить» и получить, допустим, на здание склада такое разрешение, то это совсем не значит, что у суда при обращении в него искового заявления от прокуратуры к застройщику, инициированного в свою очередь заявлением органа государственного строительного надзора, будут основания увидеть в построенном Вами здании склада киоск.

Не стоит также забывать при обсуждении этого варианта реализации возведения объекта без получения разрешения строительства, о виде разрешенного использования земельного участка. То есть противозаконно строить, пусть даже временный, объект торговли на земельном участке, предназначенном для производственных целей. Вид разрешенного использования земельного участка указан в кадастровом паспорте земельного участка или выписке из него, свидетельстве на право собственности земельным участком, договоре аренды земельного участка, также можно его увидеть в свободном доступе на публичной кадастровой карте Росреестра (rosreestr.ru).

Случай 3: строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Это уже случай вполне возможный к реализации при профессиональном подходе и правильном алгоритме реализации. Но он применим только при наличии уже на участке введенных в эксплуатацию объектов, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка.

Основная тонкость тут заключается в том, что новый объект должен иметь объективные признаки обеспечения основных объектов при их эксплуатации, при этом опять в законодательстве отсутствуют критерии отнесения объектов капитального строительства к вспомогательным. Например, построен и введен в эксплуатацию складской комплекс и планируемое к строительству здание контрольно-пропускного пункта вполне подходит под определение объекта вспомогательного использования. А вот наоборот точно не пройдет: построено и введено в эксплуатацию здание контрольно-пропускного пункта, а здание склада возвести без разрешения на строительство, выдавая его за объект вспомогательного использования. Практике известен случай, когда удалось ввести в эксплуатацию и зарегистрировать газопровод, как объект вспомогательного использования для производственной площадки.

Но и с этими вспомогательными объектами необходимо будет позаниматься, так как зарегистрировать их как объект недвижимости, после окончания строительства, сразу в Росреестре (регистрационной палате) скорее всего не удасться. Сложность заключается в отсутствии в Федеральном Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перечня подаваемых документов для регистрации вновь возведенных объектов вспомогательного использования. То есть одним законом возведение таких объектов предусматривается, а процедуры их государственной регистрации другим законом не определены. В этом случае государственный регистратор в Росреестре отказывает в регистрации, так как он не является специалистом в области строительства для определения качества объекта капитального строительства. И это законно и логично, так как его функция проводить регистрацию на основании документов, определенных законодательством, которые в отношении объектов капитального строительства вспомогательного использования не определены и критериев отнесения к таковым тоже отсутствуют. Соответственно, получив отказ, необходимо его обжаловать в судебном порядке. Подать исковое заявление о признании построенного объекта, обладающим признаками вспомогательного использования, с необходимостью его государственной регистрации.

Таким образом, судья будет решать возможность признания объекта вспомогательным и самое главное в этом процессе будет представление правильной с точки зрения законодательства организационной, проектной и строительной исполнительной документации, обосновывающую Вашу позицию.

Случай 4: иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Эта норма Градостроительного кодекса говорит о том, что субъекты Российской Федерации своими региональными законодательными актами могут определять перечень объектов капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство. В Московской области в октябре 2014 года, по моему мнению, произошла революция с появлением Закона Московской области № 124/2014-ОЗ от 10.10.2014 года. Он определил для части объектов электросетевого хозяйства, линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи, сетей газораспределения и газопотребления, возводимых на территории Московской области, отсутствие необходимости получать разрешение на строительство. В первую очередь этот закон направлен на упрощение администрирования при осуществлении строительства крупными сетевыми организациями Московской области: ГУП МО «Мособлгаз», ПАО «МОЭСК» и им подобными, но и другим застройщикам он, несомненно, упростил бюрократические мытарства при правильном его использовании. К сожалению, это пока единственный перечень объектов на территории Московской области, не требующих получения разрешения на строительство, определенный региональным законодательством.

Мы разобрали все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, и выяснили, что не так уж много возможности для маневра. Но даже при принятии застройщиком решения о начале строительства без разрешения, в рассмотренных выше случаях, обязательно необходим грамотный профессиональный подход для реализации задуманного с высокой степенью надежности, для достижения желаемого результата на каждом этапе реализации.

Теперь рассмотрим случай, когда разрешение на строительство получать необходимо, но застройщику необходимо начать строительство по какой-либо причине ранее.

Иногда можно услышать мнение, что допускается до получения разрешения на строительство производство подготовительных работ. На момент написания статьи это не соответствует истине. Такие изменения в законодательство вводились только для строительства олимпийских объектов в г. Сочи. В настоящее время нет возможности начала строительства до момента получения разрешения на строительство.

Но стоит отметить, что в настоящее время проходит межведомственные экспертизы, перед внесением в Государственную Думу, законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс, который в случае принятия позволит начать производить внутриплощадочные и внеплощадочные подготовительные работы по перечню, который определит Минстрой РФ. Начало производства подготовительных работ будет производиться по решению застройщика в уведомительном порядке, с предоставлением определенного перечня документов. Принципиальным в этом законопроекте является то, что на момент начала производства подготовительных работ у застройщика в наличии должны быть утвержденные документы по планировке территории: градостроительный план земельного участка или проект планировки территории, в случае строительства линейного объекта, а также подготовленная проектная документация. Таким образом, выигрыш по времени получится только в случае строительства объекта, для которого требуется прохождение экспертизы проектной документации, которая с учетом администрирования занимает 50-70 дней, и времени администрирования на получение разрешения на строительство после получения положительного заключения экспертизы – от 10 до 30 дней. Для объектов, для которых не требуется прохождение экспертизы проектной документации, выигрыш по времени составит только максимум месяц, сколько обычно занимает время на компоновку уже готовой документации для сдачи и непосредственно само получение разрешения на строительство.

Следует отметить, что для проведения инженерных изысканий на земельном участке, результаты которых необходимы для подготовки проектной документации, не требуется разрешение на строительство, а это тоже занимает время. В обязательном порядке необходимо проведение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-экологических изысканий, инженерно-геологических изысканий. Необходимость проведения других инженерных изысканий определяет проектировщик.

30.11.2015 Руководитель ООО «Организация строительства» Трофимов Роман Юрьевич.

Согласно законодательству существует два вида самовольных построек — те, которые возведены на не предназначенном для этого земельном участке, и те, которые построены без разрешающих документов на земельном участке, находящемся у застройщика законно в собственности. В первом случае узаконить такую постройку невозможно, во втором — можно.

«В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил признается самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных данной статьей», — говорит о первом случае юрист Натан Будовниц. 

А что если участок в собственности, дом построен, а разрешения не было?

Если дом был возведен на участке, который принадлежит собственнику дома, то возведенное самовольно строение возможно узаконить. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а иногда и в ином порядке, говорит юрист, — при одновременном соблюдении следующих условий:

— если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

— если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

— если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Узаконить право собственности на сооружение можно воспользовавшись так называемой «дачной амнистией», срок действия которой заканчивается 1 марта 2018 года. По условиям «дачной амнистии» акт ввода объекта в эксплуатацию получать не нужно. Для регистрации права достаточно сделать кадастровый паспорт на дом и предъявить правоустанавливающие документы на землю (договор аренды или свидетельство на право собственности).

Сейчас упростить процедуру предлагает Минфин. С 2018 года ведомство предлагает перейти от разрешительного порядка строительства к уведомительному. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение Госдумы. Согласно проекту закона, собственникам домов, площадь которых меньше 500 квадратных метров, не придется получать разрешения на стройку, на учет их поставят местные власти. Собственникам таких домов достаточно будет сообщить в орган местного самоуправления о строительстве дома.

Данный материал посвящён вопросу строительства, он в первую очередь будет интересен собственникам земельных участков, а также тем, кто собирается ими стать.

Разрешение на строительство

Для начала поговорим о том, какие документы потребуются собственнику земли для того, чтобы начать стройку.

Процесс получения разрешения на строительство довольно трудный, к тому же может занять некоторое количество времени, но полученные документы позволят, во-первых, начать строительство, во-вторых, избежать штрафов и прочих неприятных последствий.

План действий:

  • подача заявления на строительство на имя руководителя государственного департамента (к заявлению прикладываются документы, подтверждающие право собственности на участок, проект будущей постройки, градостроительный план и план — схему). Так же подача заявления возможна через МФЦ и онлайн через портал госуслуг;
  • оплатить пошлину;
  • ожидание решения (до 10 дней).

Отличие градостроительного плана от планировки участка заключается в том, что последняя содержит сведения топографической съемки, схему расположения подземных коммуникаций.

Полезно знать: разрешение на ИЖС имеет установленный срок действия 10 лет.

Разрешение на строительство выдается различными органами власти в зависимости от типа постройки и ее назначения. Так, разрешение для строительства частного дома нужно получать в Госархстройнадзоре.

Сам документ перед утверждением проходит большое количество различных этапов и если при этом в итоге по заявлению будет получен отказ, то он будет четко аргументирован.

Строительство без разрешения

Теперь поговорим о самовольном строительстве без предварительного разрешения (перечень объектов, не требующих разрешения на строительство, Вы можете просмотреть тут).

Стоит сразу оговориться, что это данная деятельность рассматривается органами власти как незаконная, а значит, влечет за собой ответственность.

Это важно: построить дом или другое сооружение на собственном участке без разрешения не сложно, но узаконить постройку, а также доказать собственные права на нее гораздо сложнее.

Многие полагают, что незаконную постройку в последующем можно будет зарегистрировать при помощи сторонних фирм, однако, на деле следует опасаться следующих последствий:

  • постройку невозможно будет зарегистрировать в БТИ, доказать право собственности на нее будет невозможно без обращения в суд, а это дополнительные затраты денежных средств и нервов;
  • за самовольное возведение постройки застройщику грозит штраф от различных инстанций;
  • если незаконная постройка несет угрозу для жизни людей или же нарушает права иных лиц, то ее могут обязать снести в судебном порядке, причем расходы за снос будут возложены на застройщика-нарушителя.

Гораздо проще перед началом строительства изучить все стороны Градостроительного законодательства и только после этого заниматься стройкой.

Обратите внимание: для застройки земельных участков различного назначения требуется разный перечень документов и разрешений. Например, для строительства дома в садоводческом некоммерческом товарище не требуется получать разрешение.

Согласно ст. 9.5 КоАП за незаконное строительство установлены штрафы в размере:

  • для граждан – от 2-х тыс. до 5 тыс. руб.;
  • должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • на ИП — от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или приостановление их деятельности на срок до 90 суток;
  • на юрлиц – от 500 тыс. до 1000 тыс. руб. или приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Что делать с незаконной постройкой?

Исходя из Гражданского кодекса, а именно статьи 222, незаконно возведенная постройка не является собственностью того, кто ее построил, из этого следует, что в таком строении нельзя жить, нельзя сдавать его в аренду или использовать для любых других коммерческих целей.

Ранее для оформления строения использовалась упрощённая форма их легализации. Для тех, кто построил дом или другое сооружение на участке, не являющимся собственностью, необходимо было оформить землю в собственность и предоставить все необходимые документы. Те же законы действовали в отношении собственников земельных участков.

В настоящее время узаконить самовольно возведенное строение возможно только в судебном порядке при условии, что строение не угрожает жизни и здоровью людей, а также не нарушает права иных лиц.

Судебный порядок признания собственности

Для установления собственности на постройку необходимо подать исковое заявление установленного образца (смотрите пример заявления здесь). Подать его имеет право собственник земельного участка.

Процедура признания включает в себя следующие условия:

  • проведение строительной экспертизы для признания строения недвижимостью;
  • строение должно быть признано самовольно возведенным. Для этого можно предоставить заявление на постройку чего-либо на данном участке;
  • постройка не должна ущемлять права прочих лиц, например, соседей;
  • строение должно соответствовать всем необходимым стандартам в строительстве, для этого требуется заключение пожарного надзора, санитарной и строительной инспекций;
  • у лица, подающего заявление, должны быть документы о том, что постройка возведена на его средства. Это может быть смета или договор-подряд со строительной фирмой;
  • строение должно иметь всю необходимую техническую документацию, характеризующую его как индивидуальное.

Но случается, что суд не признает постройку собственностью и требует ее сноса. Часто это случается, если какие-то из перечисленных выше условий не были соблюдены.

Примите к сведению: в случае положительного исхода суда на основании их решения регистрируется право собственности на возведенный объект.

Рекомендации потенциальным покупателям земли

Если вы решили приобрести участок земли с намерением строиться на нем (под ИЖС), обратите внимание на следующие нюансы:

  • к какому типу земель относится земельный участок. Под застройку жилого дома используются земли населенных пунктов.
    Построенный дом должен удовлетворять требованиям:

    • не более 3-х этажей;
    • максимальная площадь 1,5 тыс. м2;
    • для проживания одной семьи.
  • не нарушать градостроительные нормы при возведении жилья;
  • в случае приобретения недостроя с уже имеющимся разрешением новый хозяин извещает в письменной форме местную администрацию о смене прав на землю.

Из сказанного выше очевидно, что гораздо проще изначально узаконить будущее строение и обезопасить себя от неприятных последствий, которыми могут грозить самовольные незаконные действия.

Из этого видео Вы узнаете, как узаконить самострой:

Внимание!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
+7(499) 703-42-21 — Москва
+7(812) 309-91-17 — Санкт-Петербург
+7(800) 333-45-16 доб. 450 — Россия (общий)
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта ниже!
Все консультации у юристов бесплатны.

Многие люди предпочитают вместо душных и небольших квартир проживать в частных домах. Нередко они сами занимаются строительством такого объекта. Для этого первоначально надо выбрать подходящий участок земли, имеющий соответствующее назначение, приобрести проект будущего сооружения, а также получить разрешение на строительство.

Нередко люди игнорируют этап, предполагающий получение разрешающей документации на возведение частного жилого дома. Это приводит к значительным негативным последствиям, так как появляются определенные проблемы с разными государственными органами. Поэтому следует разобраться в том, для чего нужно согласование, как его получить, а также с какими проблемами можно столкнуться при его отсутствии.

Если дом был возведен в соответствии с многочисленными требованиями и нормами, то допускается получить разрешение уже после его строительства, но не получится избежать начисления штрафов.

Законодательное регулирование вопроса

Первоначально надо разобраться в предназначении согласования. Разрешение выдается администрацией региона и некоторыми другими государственными органами только после изучения проекта планируемого строительства и иных документов.

За счет наличия данного согласования можно утверждать, что земля применяется по назначению, а также в соответствии с видом разрешенного использования. Дополнительно учитывается, что используемый проект строительства дома является правильно рассчитанным и разработанным, поэтому пользоваться построенным домом будет безопасно.

Даже при возведении объекта на земле, принадлежащей к ИЖС и правильно оформленной на владельца, при отсутствии разрешения велика вероятность не только столкнуться с необходимостью уплачивать значительные штрафы, но и нередко с принудительным сносом объекта.

Основная информация о получении разрешения на строительство частного дома содержится в ГК, а именно в ст. 51, содержащей информацию:

  • описание разрешения на строительство, представленного специальным документом, подтверждающим соответствие проекта требованиям градостроительного регламента, проекту межевания участка и планировке земли;
  • возведение любого капитального объекта или проведение его реконструкции должно осуществляться исключительно при наличии этого документа;
  • при не соблюдении правил застройки или пользования земли не разрешается предоставление разрешения;
  • выдача документа осуществляется местной администрацией по месту нахождения земли.

Для согласования требуется подготовить определенную документацию, которая передается в администрацию. К этим документам относится паспорт владельца, градостроительный план, правоустанавливающие бумаги, проект возведения будущего объекта и правильно сформированное заявление.

Когда оно необходимо, а когда – нет

Разрешение на строительные работы является важнейшим документом, который надо получить до непосредственного строительства любого объекта.

Оно необходимо при возведении любого крупного капитального строения. Дополнительно его надо получить, если проводится реконструкция, затрагивающая основные части сооружения. Его необходимо оформить надо даже при осуществлении значительных работ по перепланировке, которые затрагивают несущие конструкции дома.

Весь процесс получения разрешения перед непосредственным возведением частного дома делится на последовательные этапы:

  • первоначально собираются нужные документы для согласования, к которым относится св-во о собственности на землю, проект будущего сооружения и личные бумаги заявителя;
  • все документы передаются на рассмотрение в администрацию конкретного региона;
  • обычно изучается документация в течение 10 дней, после чего можно получить разрешение.

Отказ может быть обусловлен отсутствием необходимых документов, неправильным использованием земли или иными причинами. Он может быть обжалован в суде, но только при отсутствии веских оснований.

Если принимается положительное решение, то выдается специальный документ, на основании которого можно начинать строительство. Он действителен только 10 лет.

При определенных ситуациях не требуется получение этого разрешения. К ним относится:

  • строительство гаража на участке, который был получен физлицом для некоммерческих целей, а именно для возведения жилого строения, ведения подсобного хозяйства или сооружения садового участка;
  • формирование разных хозяйственных объектов, к которым можно отнести навесы или киоски;
  • строительство вспомогательных сооружений, например, прокладка инженерных коммуникаций, монтаж или подключение сетей, а также создание частной канализации, но все эти действия не должны осуществляться для коммерческих целей;
  • возведение некоммерческих объектов, которые предназначены для хозяйственного обслуживания основного дома, причем сюда входят разные бани или сауны, сараи или колоды;
  • бурение скважины, на которое не надо получать разрешение от местной администрации, но этот процесс сопровождается оформлением разрешения в ведомстве, отвечающем за природные ресурсы;
  • осуществление капитального ремонта, но только при ситуации, если никаким образом не затрагиваются несущие элементы строения.

Вышеуказанные исключения не действуют, если формируются опасные высокоуровневые объекты, которые являются действительно сложными в строительстве, поэтому для них надо непременно заранее получать разрешение.

При выполнении любых строительных или ремонтных работ должны специалистами учитываться многочисленные нормы и правила, чтобы процесс был официальным и безопасным.

Также владельцы частных участков должны знать об использования дачной амнистии. Она предполагает возможность оформить определенный объект в собственность без разрешения. Но даже в этом случае владелец территории может по ст. 9.5 КоАП привлекаться к ответственности, для чего уплачивает значительный штраф.

Последствия для владельца

Многие люди предпочитают возводить сооружения без того, чтобы заранее согласовать этот процесс. Эти действия являются нарушением законодательства, поэтому такая деятельность приравнивается к незаконным процессам. Это ведет к необходимости нести соответствующую ответственность.

Достаточно просто построить на своем участке любое строение, но сложности могут возникнуть при оформлении разрешения на незаконное сооружение.

К основным негативным последствиям возведения дома без разрешения относится:

  • невозможно будет зарегистрировать дом в БТИ;
  • не получится оформить св-во о собственности, поэтому для этого придется обращаться в суд, но не всегда такие дела могут быть выигрышными;
  • придется нести дополнительные затраты на оформление, а также нередко процесс может затянуться на длительное время;
  • самовольное возведение строения приводит к необходимости уплачивать значительные штрафы;
  • неправильное строительства дома может привести к тому, что оно будет опасным для проживания, поэтому может привести к гибели людей или к нанесению им или их имуществу значительного вреда;
  • если незаконное строение является опасным для жизни, то по решению суда может назначаться принудительный снос, а расходы придется нести нарушителю.

Многие люди уверены, что с помощью сторонних фирм узаконить строение не составит труда, но даже такие компании не смогут помочь, если изначально строительство было совершено с разными нарушениями.

Штраф для граждан варьируется от 1 до 5 тыс. руб., а для должностных лиц от 20 до 50 тыс. руб. ИП уплачивают штраф от 20 до 50 тыс. руб., а также может приостанавливаться их работа на срок до 90 дней. Представители компаний уплачивают штраф в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб., а также это может грозить приостановкой работы на срок до 90 суток.

Процесс узаконивания строения

Если предварительно не было получено разрешение на строительство, то придется узаконить уже имеющееся строение.

По ст. 222 ГК самовольные строения не являются собственностью владельцев земли, поэтому не допускается в них жить или предоставлять их в аренду, а также пользоваться для коммерческих или каких-либо других целей.

Узаконить такой дом можно через суд. При этом придется доказать, что строение построено со всеми необходимыми нормами и требованиями, поэтому в нем можно безопасно жить.

Весь процесс узаконивания делится на этапы:

  • формируется исковое заявление;
  • собираются документы, подтверждающие безопасность строения;
  • проводится строительная экспертиза, по результатам которой проверяется законность возведения данного дома, так как не должно создаваться опасности для жизни и не должны ущемляться права соседей;
  • получаются разрешения от СЭС, пожарной инспекции, строительного департамента и других инстанций при необходимости;
  • проводится заседание, на котором выносится решение суда.

Не всегда принимается положительное решение, поэтому если суд не узаконивает строение, то придется его сносить за счет средств владельца земли.

При положительном решении регистрируется строение, в результате чего получается в Росреестре св-во о собственности.

Таким образом, строительство любого строения должно осуществляться с предварительным получением разрешения. Если оно не будет оформлено, то это становится причиной многих негативных последствий. Узаконить такое строение допускается только через суд. При этом не всегда принимается положительное решение относительно данного вопроса. Такое халатное отношение к возведению дома может приводить к необходимости сноса строения.

О порядке оформления частного дома, построенного без согласования с местной администрацией, смотрите в следующем видеосюжете:

Похожие статьи